Процесс проектирования гибких производственных систем, страница 10

Некоторые элементы рассматриваемых маршрутов повторяются. Для уточнения решений образуют итеративный процесс принятия решений по последующим маршрутам на основе результатов исследований предыдущих маршрутов. Этот итеративный процесс в большей или меньшей степени, в полном или сокращенном объеме выполняется на различных стадиях проектирования. Разница заключается лишь в степени подробности анализа элементов различных маршрутов либо в числе самих элементов и маршрутов, используемых для анализа на данной стадии проектирования. Так, например, на более ранних стадиях проектирования, таких, как техническое предложение и эскизный проект, наибольшее внимание уделяется обоснованию целесообразности разработки, технико-экономической оценке, выбору рациональных структурных схем, теоретической оценке основных характеристик (эффективности, надежности, производительности и др.) ГПС и менее детально прорабатываются вопросы определения конкретных технических решений, которые должны быть реализованы при построении выбранного варианта ГПС. На более поздних этапах проектирования наиболее тщательно обосновываются и разрабатываются конкретные технические решения, а также принципы организации ГПС на базе выбранных технических решений, но меньше уделяется внимания аспектам априорной оценки основных характеристик ГПС, а следовательно, не рассматривается вопрос о целесообразности разработки ГПС.

Рассмотрим итерационный процесс и маршруты проектирования ГПС, исходя из восьми возможных маршрутов.

На маршруте I производится оценка целесообразности разработки и внедрения ГПС, а также предварительный выбор струн тур ГПС. Решение проблемы оценки целесообразности разработки ГПС является особенно важным на начальных стадиях проектирования ГПС. Необходимо отметить, что до настоящего времени этому вопросу не всегда уделяют должное внимание, а решение о разработке ГПС принимают без проведения соответствующих оценок, подменяя научно-технические обоснования волевыми решениями. Практика разработки ГПС показывает, что пренебрежение технико-экономической оценкой целесообразности разработки и внедрения ГПС приводит к серьезным ошибкам, а вложенные средства не дают должного эффекта и не оправдывают себя. На этом маршруте производится оценка перспектив развития и задание состояний «внешней» среды. Под внешней средой будем понимать совокупность технологических процессов, реализуемых в разрабатываемой ГПС, а под состоянием этой среды — динамические характеристики совокупности технологических процессов. От состояния внешней среды в значительной степени зависят технические решения и основные показатели функционирования ГПС.

Далее формулируются цели создания ГПС, определяются общая и частные цели (подцели) создания и функционирования системы. К ним можно отнести: улучшение технико-экономических характеристик процесса изготовления продукции в целом, а также увеличение производительности труда; повышение эффективности процесса изготовления объекта; повышение надежности функционирования ГПС, улучшение качества функционирования ГПС; эффективное использование возможностей новой техники. Использование на этом маршруте подсистем САПР анализа и оценки эффективности ГПС и ее устройств позволяет значительно улучшить качество и сократить сроки проектирования. С помощью подсистем САПР определяются возможные варианты структурных схем ГПС. От вариантов структурных схем ГПС в значительной мере зависят эффективность реализации целей создания ГПС, объем капиталовложений, эксплуатационные расходы и характеристики ее функционирования, хотя в рамках выбранной структуры эти параметры могут колебаться в достаточно больших пределах.

Оценка целесообразности разработки и выбора структур ГПС осуществляется на основе соответствующих критериев. Критерии для оценки ГПС можно разделить на три большие группы:

«интегральные», которые носят общий (интегральный) характер и дают оценку эффекта от внедрения ГПС за весь период ее службы, — это, как правило, критерии экономической эффективности ГПС;

«дифференциальные», которые носят более локальный характер и предназначены для оценки работоспособности ГПС за определенный, но достаточно большой промежуток времени (день, неделю, месяц);