Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров, страница 8

Более точный расчет емкости потребительского рынка дает построение мультипликативно-аддитивной моделина основе нормативных и экспертных показателей. В модель могут быть заложены такие факторы, как численность потребителей; фактический уровень потребления товаров в предшествующих периодах или рациональные уровни потребления; насыщенность рынка; эластичность покупательского спроса по цене и доходам; износ товаров (физический и моральный) и т.д. Данная модель позволяет учесть достаточно большую совокупность факторов, определяющих емкость потребительского рынка, построена на комплексном использовании ряда методов (нормативного, экономико-статистического, метода экспертных оценок), что повышает точность и достоверность прогноза.

Емкость регионального потребительского рынка может быть определена с помощью следующей модели:

Ер = (Si ´ k ´ Эх) + Р - (Н - Иф - Им) - А - С,                       (9.7)              где  Ер - емкость рынка;

Si - численность i-й группы потребителей;

k - уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде или норматив потребления i-й группы потребителей (физиологические нормы для продуктов питания, рациональные для непродовольственных товаров);

Эх - коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов;

Р - объем нормального страхового резерва товаров;

Н - насыщенность рынка (объем товаров, имеющихся в домашнем хозяйстве);

Иф - физический износ товаров;

Им - моральный износ товаров;

А - альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (например, натуральные источники потребления, а также потребление товаров-заменителей);

С - доля конкурентов на рынке.

Использование данной формулы в практической деятельности при расчете емкости рынка затруднено, так как большинство ее элементов (насыщенность рынка; физический и моральный износ товаров; альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей) необходимо определять экспертными методами, что значительно увеличивает трудоемкость расчетов и усиливает вероятностный характер прогноза. Поэтому, на наш взгляд, возможно при расчете емкости потребительского рынка использовать сокращенный вариант формулы:

Ер = (Si ´ k ´ Эх) + Р.                                 (9.8)                               

Важное место среди методов определения емкости регионального потребительского рынка занимают экспертные методы, основанные на информации, полученной от экспертов. Основным источником информации при использовании экспертных методов являются опросы или анкетирование потребителей (покупателей), торговых агентов, специалистов товаропроизводителей и т.п. Использование экспертных методов возможно, если эксперты высококвалифицированы, не отказываются высказывать свои предпочтения и намерения; эксперты четко следуют своим намерениям; затраты по использованию данных методов окупаются увеличением объемов реализации потребительских товаров. Наиболее часто при расчете емкости рынка используются такие экспертные методы, как “метод Дельфи”, “метод мозговой атаки”, “фокус-группы”. Экспертные методы отличаются относительной простотой, достаточно высокой точностью при соответствующей квалификации экспертов, применимы для прогноза любых ситуаций, в том числе в условиях недостаточного объема информации. К основным недостаткам экспертных методов относятся субъективизм мнений экспертов, расплывчатость и ограниченность некоторых их суждений.

Рассмотренные методы позволяют определить величину емкости регионального потребительского рынка. Для расчета же емкости отдельных рынков потребительских товаров целесообразно использовать “метод цепных отношений”, позволяющий выделить спрос на конкретные потребительские товары из общей емкости регионального потребительского рынка.

Указанные методы в практике используются, как правило, не в чистом виде, а в сочетании отдельных элементов и методов. Выбор конкретной методики расчета емкости потребительского рынка, на наш взгляд, определяется в зависимости от решаемых задач с учетом следующих факторов:

n специфики изучаемого товарного рынка;