Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров, страница 5

·  во-вторых, вызывать изменения как емкости потребительского рынка, так и его структуры.

Поэтому при изучении и расчете емкости регионального потребительского рынка необходимо осуществлять комплексный, системный анализ  всей совокупности факторов, влияющих на величину и структуру емкости рынка; показать глубину взаимосвязи выявленных факторов и определить размер их влияния на покупательский спрос и товарное предложение.

Процесс определения емкости рынка потребительских товаров описывается следующим алгоритмом (прил.3), включающим шесть взаимосвязанных этапов его проведения:

n  выявление и характеристику СТЭП-факторов, наиболее значимых для изучаемого товарного рынка;

n  изучение конъюнктуры рынка;

n  выбор методов определения емкости товарного рынка;

n  расчет общей емкости рынка и емкости рынка отдельных товаров различными методами;

n  отбор оптимальных вариантов развития рынка и его емкости;

n  сопоставление рассчитанной емкости рынка с возможностями товарного предложения.

При определении емкости регионального рынка потребительских товаров возможно использование большого количества методов расчета, что связано с различными целями прогнозирования, многообразием видов потребительских товаров; разнообразием видов покупательского спроса и факторов, его определяющих; информационной базой и т.д. Наиболее распространенным методом определения емкости рынка является балансовый, имеющий в своей основе баланс денежных доходов и расходов населения, или баланс товарных ресурсов региона  (табл.9.2).

Таблица 9.2

Балансовый метод расчета емкости рынка (Ер) потребительских товаров

На основе баланса денежных доходов и расходов

На основе баланса товарных ресурсов

Ер= ПФ + Ис - Вд + Рорг

Ер = П + ТЗ +И - Э

Пф - покупательные фонды населения региона;

П - объем производства потребительских товаров;

Ис - инорайонный спрос населения;

ТЗ - остатки товаров у предприятий –изготовителей;

Вд - вывоз денег из региона;

И - объем импорта;

Рорг - спрос (реализация) потребительских товаров организациями, предприятиями, фирмами

Э - объем экспорта

Знание емкости рынка потребительских товаров определяет реальные масштабы деятельности торговли, функционирование которой и строится, прежде всего, исходя из этой величины. Рассмотрим основные из методов расчета емкости потребительского рынка.

Ряд экономистов предлагает расширенную формулу расчета емкости потребительского рынка на основе баланса товарных ресурсов:

С = Р + Ро - Е + И + Д - М + Ео + Ио,                                   (9.1)

где  Р - национальное (местное) производство потребительских товаров, тыс. руб.;

Ро - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в стране (регионе), тыс. руб.;

Е - экспорт, тыс. руб.;

И - импорт, тыс. руб.;

Д - снижение (М - увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей в стране, тыс. руб.;

Ео - косвенный экспорт (то есть товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу), тыс. руб.;

Ио - косвенный импорт, тыс. руб.

Однако точный объем косвенного импорта и экспорта, а также снижение или увеличение запасов потребительских товаров у продавцов и потребителей определить крайне сложно, а произведенные расчеты не могут существенно исказить результаты исследования емкости рынка. Поэтому данные показатели при расчете емкости потребительского рынка на практике не используют, и исследователи ограничиваются так называемым видимым потреблением товара. В целом же, на наш взгляд, формулы расчета емкости потребительского рынка на основе баланса товарных ресурсов в большей степени характеризуют не емкость регионального потребительского рынка, а лишь размер товарного предложения на потребительском рынке.