Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров, страница 7

При использовании трендовой модели следует учитывать, что данный метод не позволяет получить достаточно достоверный результат, так как модель учитывает только один фактор - временной, что при изменяющихся условиях развития рынка (спроса, предложения, цен, инфляции и т.д.) приводит к искажению реальной величины емкости рынка. Кроме того, для построения временного динамического ряда, чтобы получить более точный результат, целесообразно оперировать эмпирическими данными не менее чем за десять последних лет в сопоставимом виде, что в настоящее время затруднено.

Достаточно широкое распространение при определении емкости потребительского рынка получили корреляционно - регрессионные модели, построенные по данным бюджетной и торговой статистики. Математическим инструментом при использовании данного метода является корреляционно-регрессионный аппарат, а модели формулируются в виде уравнений регрессии, которые характеризуют зависимость емкости регионального потребительского рынка на отдельные товары от факторов, ее определяющих (денежных доходов населения региона; численности населения; структуры розничного товарооборота и т.д).

При расчете емкости рынка возможно применение разнообразных моделей, которые отражают различные формы взаимосвязи емкости рынка и факторов ее определяющих. Наиболее часто при прогнозе емкости рынка потребительских товаров используют следующие модели :

·  линейной однофакторной модели типа

Ух = а + вх,                                                         (9.5)                                                    где  а - свободный член уравнения модели;

в - коэффициент уравнения;

х1 - показатель-фактор уравнения;

·  линейной многофакторной корреляционно-регрессионной модели:

Ух = а + в1х1 + в2х2 + в3х3 + . . . + вn-1хn-1 + вnхn,                           (9.6)                    где  а - свободный член уравнения модели;

в1, в2, . . ., вn - коэффициенты регрессий уравнения;

х1, х2, . . ., хn - числовые значения показателей-факторов уравнения.

Однако, необходимо учитывать, что корреляционные и регрессионные анализы базируются на ряде предпосылок вероятностного характера, основаны на гипотезе, что ситуация в будущем является некоторым функциональным отражением ситуации, имевшей место в прошлом, то есть осуществляется перенос сложившихся тенденций развития емкости рынка на прогнозируемый период. Но изменение экономических факторов, внедрение новых товаров и т.д. способны кардинально изменить ситуацию на потребительском рынке, в связи с чем расчет емкости рынка на основе корреляционно-регрессионного моделирования носит лишь вероятностный характер.

При моделировании емкости рынка с использованием корреляционных и регрессионных методов необходимо учитывать следующие их особенности: быструю изменчивость, дискретность, наличие случайной компоненты, многомерность.

При построении эконометрической модели необходимо соблюдать некоторые общие правила:

1.  Число факторов, входящих в модель, не должно быть слишком большим, так как в противном случае модель начинает отражать не закономерности развития на фоне случайности, а саму случайность.

2.  Гарантией адекватности модели является ее простота, так как более сложные зависимости часто трудноуловимы и в то же время на определенном периоде аппроксимируются достаточно простыми функциями.

Значимость каждого из коэффициентов модели целесообразно определять с помощью критерия Стьюдента. Для оценки надежности всей модели в целом на основе определения совокупной достоверности всех ее коэффициентов, а также для сравнения качества альтернативных вариантов модели можно использовать критерий Фишера.