Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров, страница 3

- характеристика основных поставщиков потребительских товаров на территорию региона и их география;

n  расчет и анализ уровня самообеспеченности региона в потребительских товарах в целом, а также в разрезе отдельных товаров и товарных групп;

n  анализ товарных запасов на предприятиях торговли и эффективности их использования в целом и в ассортименте;

n  анализ розничной торговой сети по реализации ассортимента товаров и характеристика глубины и широты реализуемого товарного ассортимента.

При анализе товарного предложения учитывают не только то, что спрос порождает предложение товаров, но и то, что товарное предложение определенным образом влияет на покупательский спрос, формируя его. Так, например, предложение на потребительском рынке нового товара приводит к формированию покупательского спроса на него и постепенному завоеванию рынка.

2. Изучение и оценка покупательского спроса. Их осуществляют   следующим образом:

n  изучение и оценка обеспеченности населения потребительскими товарами в ассортиментном разрезе;

n  выявление  степени удовлетворенности покупательского спроса на потребительские товары;

n  анализ покупательского спроса по месту покупки потребительских товаров;

n  определение покупательских предпочтений в зависимости от производителей товара;

n  выявление основных мотивов совершения покупки конкретных потребительских товаров;

n  выявление предпочтений потребителей в целом на товар (товарную группу), в том числе по его конкретным потребительским характеристикам и свойствам;

n  оценка текущего покупательского спроса на потребительские товары;

n  изучение неудовлетворенного покупательского спроса и причины его возникновения;

n  эластичность покупательского спроса.

Изучение текущего уровня покупательского спроса на потребительские товары в предприятии торговли происходит по схеме, представленной на рис. 9.2.

3.Анализ динамики цен на реализуемые потребительские товары, в том числе расчет средних цен, вариации разброса цен на отдельные виды потребительских товаров, целесообразности уценки товаров,  предоставления скидок и т.п.

4.Выявление тенденций развития и  региональных особенностей рынка потребительских товаров:

n  анализ розничного товарооборота по общему объему и структуре;

n  определение темпов роста продажи отдельных товаров и товарных групп и их товарное предложение с расчетом индекса превышения розничного




товарооборота над объемом производства данного товара и расчетом компаративных индексов темпов роста товарооборота по отдельным товарным группам над темпами роста товарооборота в целом, в т.ч. по непродовольственным товарам;

n  оценка степени насыщенности рынка;

n  анализ распределения розничного товарооборота по предприятиям торговли различной формы собственности;

n  региональные особенности формирования и развития товарного предложения и покупательского спроса;

n  определение цикличности регионального рынка потребительских товаров в целом и отдельных товарных рынков.

Вышерассмотренные направления представляют собой в совокупности первый этап изучения конъюнктуры регионального рынка потребительских товаров - оценку текущей конъюнктуры рынка.

Вторым этапом изучения конъюнктуры товарного рынка является прогнозирование конъюнктуры рынка, то есть осуществление конъюнктурных прогнозов покупательского спроса, потенциала товарного предложения, емкости рынка.

Таким образом, конъюнктуру конкретного товарного рынка целесообразно исследовать по представленной на рис.9.3 модели, что обеспечит системный, комплексный подход к ее изучению и оценке.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть изложены в виде различных аналитических документов.

1.  Сводный обзор или доклад.

2. Тематический обзор конъюнктуры.