Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров, страница 2

Использование классификации факторов, влияющих на конъюнктуру рынка потребительских товаров, позволяет осуществлять ее оценку на основе комплексности, системности, дифференцированного подхода. Главные конъюнктурообразующие факторами: факторы предложения, факторы спроса и факторы цен. Именно они определяют, в основном, состояние и динамику развития рынка потребительских товаров. Другие же факторы воздействуют на потребительский рынок опосредованно, через спрос и предложение. Одним из основных признаков классификации конъюнктурообразующих факторов является их деление по природе возникновения на экономические, социально-демографические, психологические, природно-климатические, технологические и прочие.

Основные экономические факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру: производство и поставка потребительских товаров; уровень и состояние цен на отдельные виды и группы товаров; размер и темпы роста денежных доходов населения; состояние денежных сбережений населения; активность населения в использовании денежных средств; изменение потребления из личного подсобного хозяйства; уровень запасов предметов потребления у населения и др.

К основным демографическим факторам, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка, относятся численность и половозрастной состав населения, количество семей и их численность, деление населения на городское и сельское, плотность населения и т.п. Социальные факторы наиболее влияющие на рыночную конъюнктуру - это разделение населения на социальные группы по уровню образования, уровню культуры, форме распределения материальных благ и т.п. Психологические конъюнктурообразующие факторы включают в себя моду, исторические и национальные традиции, реакцию потребителей на рекламу и окружающую действительность, потребительские мотивы и т.п. Непосредственное влияние на конъюнктуру рынка отдельных товаров и товарных групп оказывают и природно-климатические факторы вызванные географическим положением, сезонностью, климатом, количеством осадков, температурой воздуха и т.д. К прочим конъюнктурообразующим факторам относятся политические, расселенческие и градообразующие факторы, условия доставки и транспортировки товаров и т.п.

Все вышерассмотренные факторы действуют в неразрывной связи, взаимообусловливая друг друга.

В зависимости от соотношения спроса и предложения конъюнктура бывает высокая (благоприятная) и низкая (неблагоприятная).

Высокая (благоприятная) конъюнктура – это такие условия соотношения спроса и предложения, когда предложение по своему объему, ассортименту, структуре и количеству отвечает предъявленному спросу и способно удовлетворить его полностью.

Низкая (неблагоприятная) конъюнктура – это условия, при которых предложение ниже спроса или по объему, или по ассортименту, или по качеству. При неблагоприятной конъюнктуре спрос не удовлетворяется, что свидетельствует о несбалансированности рынка.


9.2  Основные направления изучения конъюнктуры рынка

потребительских товаров

Изучение конъюнктуры рынка потребительских товаров осуществляется по следующим направлениям:

1. Анализ товарного предложения на потребительском рынке, включающий в себя:

n  изучение объема и структуры товарного предложения на рынке потребительских товаров в динамике;

n  анализ местного производства потребительских товаров:

- динамика объемов производства потребительских товаров в регионе и его доля в общем объеме промышленной продукции;

- характеристика основных товаропроизводителей региона;

- товарный ассортимент и его обновление;

- загрузка производственных мощностей;

- обеспеченность предприятий материалами, сырьем и т.д.;

n  анализ ввоза (вывоза) потребительских товаров на территорию региона:

- динамика общего объема импорта (экспорта) региона и доля потребительских товаров в нем;

- товарная структура импорта (экспорта);