Технология машиностроения: Методические указания к курсовому проекту, страница 6

-  использовать поверхности наибольших размеров, не забывая при выборе комплектов баз важное правило: чем меньше базовая поверхность, тем меньшего числа степеней свободы она должна лишать;

-  в качестве черновых технологических баз необходимо выбирать те поверхности, относительно которых при первой операции могут быть в свою очередь обработаны поверхности, используемые на последующих операциях как технологические базы;

-  черновая база должна использоваться при обработке только один раз, при выполнении первой операции, так как точность необработанных поверхностей обычно ниже обработанных;

-  в качестве черновых баз должны выбираться наиболее точные и наименее шероховатые поверхности с минимальными штамповочными и литейными уклонами без литников, сварных швов, прибылей и др.;

-  черновой базой желательно иметь поверхность, остающуюся необработанной, что обеспечивает более точное ее расположение относительно обработанных поверхностей;

-  черновой базой следует выбирать поверхность с наименьшим припуском, что уменьшает вероятность появления “черноты” после обработки этой поверхности;

-  выбранный комплект баз должен обеспечивать наименьшую величину деформации при закреплении и резании, простое, надежное базирование, закрепление и измерение заготовок, наиболее простую конструкцию приспособления и другой технологической оснастки.

Перечисленные принципы разработки технологического маршрута не являются строго обязательными. В каждом конкретном случае требуется творческий подход.

Студенту следует разработать не менее двух вариантов технологического маршрута и привести их в РПЗ. Эти варианты могут отличаться применяемыми способами обработки и последовательностью обработки поверхностей, схемами установки и технологическими базами, применяемыми технологическим оборудованием и оснасткой, режущими инструментами и т.д.

Оптимальный вариант технологического маршрута обработки выбирают на основе технико-экономического сопоставления нескольких разработанных конкурирующих вариантов [12, c. 39-50; 24, c. 40-49; 50; 51]. В большинстве случаев критерием оптимальности может служить минимальная себестоимость изготовления детали при непременном условии обеспечения заданной точности и качества поверхностей.

При усовершенствовании технологического процесса изготовления детали кроме разработанных вариантов технологического маршрута сравнение следует производить с базовым вариантом (действующим рабочим техпроцессом). Общим  экономическим  показателем  эффективности  разработанного  технологического процесса является годовая экономия по приведенным затратам [12, c. 43-50;24, c. 45-49; 50; 51].

Для выбранного варианта технологического маршрута оформляется маршрутная карта (МК), которая является основным и обязательным документом любого технологического процесса. Формы и правила оформления маршрутных карт регламентированы ГОСТ 3. 1118-82 [18, c. 236-141; 19, c. 221-225; 47, c. 149-152].

2.8. Проектирование операций механической обработки (10-20 с.)

Студенты специальностей “Металлорежущие станки и инструменты” и “Автоматизация технологических процессов и производств” проектируют не менее трех разнообразных операций механической обработки, включая хотя бы одну операцию, выполняемую на РТК.

При проектировании операций механической обработки выбирают и уточняют структуру операций, рациональную последовательность и содержание каждого рабочего и вспомогательного перехода, рабочих ходов в тесной связи с конкретным выбранным оборудованием и технологической оснасткой, уточняют, либо выбирают технологические базы, рассчитывают, либо назначают припуски на каждый переход механической обработки и режимы резания, нормируют операции, выполняют технико-экономические расчеты и др.

При разработке операций механической обработки оформляются операционные карты (ОК) согласно ГОСТ 3.1404.86 [47, c. 149-156]. Каждая операционная карта снабжается картой эскизов (КЭ), которая является основным графическим материалом, дающим наглядное представление о выполняемой технологической операции. Рекомендуется карту эскизов разрабатывать и оформлять до заполнения текста операционной карты. Карта эскизов оформляется следующим образом.