Конспект лекций 1-18 по дисциплине "Менеджмент" (Предмет и задачи курса. Исследование систем управления. Фирма и общество), страница 48

14.4. Комплексная оценка набора СЗХ

Итак, при выборе и управлении набором СЗХ следует учитывать следующие факторы: - краткосрочные перспективы роста (см. 13.4), - долгосрочные перспективы роста (см. 13.4), - краткосрочные перспективы рентабельности (см. 13.4), - долгосрочные перспективы рентабельности (см. 13.4), - стратегическая гибкость набора СЗХ (см. 14.2), - его синергизм (см. 14.3).

Алгоритм комплексной оценки (табл. 14.4): 1. Определение приоритетов указанных выше факторов (P) в краткосрочной (КП) и долгосрочной (ДП) перспективе. 2. Балансировка набора СЗХ по фазам жизненного цикла (см. 14.1). 3. Оценка Rn перспектив роста, рентабельности СЗХ, гибкости и синергизма испытуемых наборов СЗХ (см. 13.4, 14.2, 14.3). 4. Нормирование (в случае необходимости) исходных величин. 5. Расчет оценок наборов с помощью таблицы 14.4. 6. При неудовлетворительном результате производится исследование альтернативных наборов СЗХ. 7. Проверка выбранного набора на осуществимость по ресурсам.

Таблица 14.4

Комплексная оценка набора СЗХ

Факторы

Рост

Рентабельность

Гибкость

Синер

Оценка

КП

ДП

КП

ДП

КП

ДП

гизм

набора

Р1

Р2

Р3

Р4

Р5

Р6

Р7

 Оценка факторов в баллах

R1*P1

R2*P2

R3*P3

R4*P4

R5*P5

R6*P6

R7*P7

 Оценка альтернативных наборов

***


15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА

15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов

Различают при сопоставлении с жизненным циклом продукта (а, следовательно, и СЗХ) три типа технологии: - стабильная (технология практически не меняется в течение жизненного цикла продукта); - плодотворная (технология "порождает" все новые и новые продукты и, следовательно, существует в нескольких жизненных циклах взаимозаменяющих продуктов); - изменчивая (меняется в течение жизненного цикла продукта).

В зависимости от типа технологии в разных фазах жизненного цикла продукта определяются критические сферы управления фирмой, а также меняется роль сферы НИОКР. Это иллюстрировано таблицей 15.1.

Таблица 15.1

Роль сфер управления фирмой при различных типах технологии

15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы

Общее руководство фирмы и работники сферы НИОКР при естественно общих целях в стратегии фирмы, тем не менее, могут иметь свои групповые цели. Положение может осложниться, если фирма предполагает использовать результаты НИОКР, выполненные в других учреждениях. При этом могут возникнуть информационные, семантические разрывы и разрывы в понимании "цели - затраты".

В результате этого возможны 4 ситуации (рис.54).

Рис. 54. Варианты результатов возможных оценок дохода и эффективности новой продукции

Поэтому при переговорах по результатам НИОКР предпринимателю важно четко поставить следующие вопросы: - можете ли Вы по результатам Ваших исследований указать пути к созданию коммерческих товаров? - за какое время можно получить практический выход? - в какой стадии разработки находится предполагаемый товар?

Лучше всего составить совместную записку по схеме: - поле деятельности, - товар (услуги), - рынок, - ожидаемый годовой доход (на 5 лет), - требуемый капитал, - дополнительные комментарии.

Если оформляется лицензия на продажу, то отчисления составляют обычно 5% от объема продаж за период лицензирования.

Аргументы за лицензирование: - хорошие рабочие отношения, избежание дублирования усилий при внедрении, - возможное снижение себестоимости изделия, - увеличение престижа обеих сторон, - возможность разработчикам выйти на определенный рынок.

Аргументы против: - производитель может создать сверхтехнологию и стать конкурентом, - ограничиваются возможности совершенствования технологии с обеих сторон.