Конспект лекций 1-18 по дисциплине "Менеджмент" (Предмет и задачи курса. Исследование систем управления. Фирма и общество), страница 2

16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА

16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса 16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса 16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях

17. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

17.1. Анализ и синтез организационных структур управления 17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения 17.3. Анализ структуры управления фирмы 17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы 17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления

18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО

18.1. Роль фирмы в современном обществе 18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом 18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности


1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

1.1. Предмет курса

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.

Рис. 1. Кольцо управления

Американское определение менеджмента - "делать что-либо руками других". Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также дать практические навыки управления.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит ".

Если у Вас нет подчиненных, и Вы организуете свою работу сами - Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.

1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы

Производственная деятельность в широком смысле - деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей.

Общая системотехническая модель производственного процесса показана на рис.2. Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис.3.

Рис. 2. Модель производственного процесса

Рис. 3. Роль производственного процесса в системе воспроизводства

Как правило, современное промышленное производство очень сложно. Его особенности заключаются: - в комплексном характере необходимости учета экономических, технических, политических факторов; - сложности как технической, так и организационной; - тесной связи с внешней средой предприятия; - быстрой номенклатурной обновляемости продукции; - резком росте значения кадрового потенциала предприятий.