Факторы маркетинговой внешней среды для организации системы электроснабжения. Роль диспетчерской службы в организации товародвижения в электроснабжении, страница 6

В условиях открытого рынка каждый субъект рынка стремится управлять свои- ми ЭС с целью получения максимальной прибыли. Управление режимами при та- ком рынке требует децентрализации системы управления и постановку задач раз- ным субъектам, участвующим в управлении режимом.

Автономные генерирующие энергокомпании (ГЭК) будут самостоятельно уп- равлять своими ЭС, чтобы выполнить контрактные обязательства по базовому ре- жиму и по переменному графику. Регулирование графика нагрузок можно осуще- ствлять через крупных покупателей ЭЭ на оптовом рынке (брокеров, РЭК, круп- ных потребителей, покупающих электроэнергию на оптовом рынке).

Специальные контракты сетевых ЭК с ГЭК должны предусматривать оплату зат рат на компенсацию потерь в сетях и недостаточное регулирование активной и реак тивной мощности. Субъекты рынка ГЭК и потребители могут эффективно участво- вать в управлении режимом по частоте и активной мощности. Обеспечить это воз-можно следующими способами:

-  контрактами на регулирование собственной мощности ГЭК;

-  управлением нагрузкой потребителей;

-  выработкой реактивной мощности на месте подключения и т.д.

в случае необходимости оператором могут подключаться более чувствительные ГЭК, способные регулировать режим с заданной скоростью. Оплачивать контракты на регулирование должны субъекты рынка (производители или потребители), откло нившиеся от заданного режима. При открытом рынке через диспетчерские центры (ДЦ), регулирующие перетоки, реализуются оперативные и коммерческие функции (арбитражные и торговые). В условиях конкурентного рынка ДЦ будут управлять потребители (диспетчеры РЭК, ГЭК, брокеры, оптовые покупатели, крупные потре бители), которые контактируют с независимым системным оператором (НСО), вла- деющим ДЦ и эксплуатирующим его. НСО сосредоточит свою деятельность:

-  на качестве обслуживания;

-  конфиденциальности;

-  способности подвергаться аудиту.

Рыночные отношения налагают на ДЦ, как в любом типе бизнеса, обязательства: прибыль, потери, коммерческий риск, фиксация исполнения команды и т.д. Это при водит к необходимости введения понятия «общее качество управления (ОКУ)». ОКУ отражает организационные, процедурные и технические аспекты управления, необ- ходимость которых возрастает под влиянием деловых партнеров ЭК. Последние не- сут ответственность за продукт, который они поставляют потребителям. Продукт должен соответствовать ужесточающимся законодательным нормам. ЭК заинтере- сованы также в контроле за ОКУ на ДЦ, так как это повышает их эффективность и приводит к увеличению прибыли. С учетом выше сказанного ДЦ можно рас- сматривать как центр качества в торговле и обеспечении баланса между покупками и продажами, ограничении задолженности, расчетов риска и контроля качества об- служивания.

В России диспетчерская служба играет не менее важную роль. Рассмотрим её на примере ФОРЭМ – федерального (общероссийского) оптового рынка электри- ческой энергии (мощности). ФОРЭМ функционирует как единое рыночное прост- ранство в рамках России, на котором осуществляется торговля электрической энер гией и электрической мощностью, а также оказываются услуги, связанные с орга- низацией такой торговли. Технологической основой работы ФОРЭМ является сис- темообразующая электрическая сеть, электрические сети, средства технологи- ческих преобразований и диспетчерского управления энергоснабжающих и иных организаций, обеспечивающих электрическую связь между производителями и потребителями ЭЭ и мощности, а также преобразование энергии.

При создании ФОРЭМ преследовались цели:

-  обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех регионах Российской Федерации;

-  формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции,  включая поддержание конкурентоспособности продукции энергоемких потребителей электрической энергии, имеющих общенациональное значение;

-  выравнивание тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускае- мую с ФОРЭМ;

-сохранение и развитие Единой энергетической системы России (ЕЭС России);