Факторы маркетинговой внешней среды для организации системы электроснабжения. Роль диспетчерской службы в организации товародвижения в электроснабжении, страница 5

Третий этап—стадия роста.

На данном этапе товар “электрическая энергия” ёщё не был широко известен и то- лько завоевывал рынок, на котором начался формировать отдельный новый сег- мент—потребительский рынок электроэнергии. В развитых промышленных стра- нах  стадия роста пришлась на период с 80-х годов 19 века по второе десятилетие

20 века, в тоже время в некоторых развивающихся странах этот этап жизненного цикла товара “электрическая энергия ” продолжается и в настоящее время. По ме- ре продвижения товара на рынке росло число покупателей, что обусловлено приз- нанием преимуществ электрической энергии с их стороны, увеличивалось его пот- ребление, следовательно росло производство электроэнергии, стоимость её росла. Это  продолжалось до тех, пока на рынке не появлялись новые производители эле- ктрической энергии, конкурирующие со старыми, что приводило к снижению стои мости электроэнергии. Со временем структура потребительского рынка электро- энергии усложнялась, на нём помимо производителей(электростанции) появи- лись и другие участники: электроснабжающие организации, продававшие в каком-либо регионе электрическую энергию, купленную у производителей, электросетевым организациям,  а также обслуживающим сети, по которым осуществлялась доставка электроэнергии от производителя к электросетевым организациям, кото- рые оказывают комплексные услуги связанные с использованием распределитель- ных сетей и устройств преобразования электрической энергии. Указанные процес- сы проходили постепенно, в течении нескольких десятков лет. С их развитием то- вар “электрическая энергия” плавно перешёл на следующий этап жизненного цик- ла, на котором он пребывает и до сих пор:

Чётвёртый этап—этап зрелости.

На данном этапе оборудование электростанций и предающие электрические сети загружены полностью. Стоимость электрической энергии уменьшается. Эта стадия характеризуется оптимальным объёмом производства. Потребительский рынок электроэнергии полностью сформировался и его объём всё время возрастает, так как увеличивается с каждым годом необходимость людей в электроэнергии для удовлетворения своих потребностей, как в потребительском товаре, так и в товаре производственно-технического назначения. Эти процессы будут продолжаться ещё неопределённое время, так как в силу известных всем причин электрической энергии нет пока никакой достойной альтернативы. В случае, если будет найден другой более совершенный источник энергии, то жизненный цикл товара “элект- рическая энергия” перейдёт на последний, завершающий этап, что будет означать завершение истории электрической энергии как товара:

Пятый этап—Спад.

На данной стадии происходит вытеснение товара другим, имеющим более привле- кательные параметры и характеристики для покупателей, вследствие чего спрос на электроэнергию будет падать, а значит снизится и её  цена, прибыль производите- ля также уменьшится, вследствие чего ему в определённый момент времени ста- нет невыгодно заниматься этим видом деятельности и он уйдёт с рынка электри- ческой энергии.

Необходимо также отметить, что так как имеется несколько способов производ- ства электроэнергии взависимости от вида топлива, используемого на электростанциях, то этап спада по отношению к товару ”электрическая энергия” вырабатываемого на электростанциях, работающих на органическом топливе (газ, мазут, уголь) можно наблюдать уже сейчас, так как  в настоящее время происхо- дит переход от данного способа выработки электроэнергии, к новым, более про- грессивным, таким как атомная и нетрадиционная (геотермальные, солнечные эле- ктростанции) энергетика, которые позволяют получить более дешёвую электро- энергию при меньшем ущербе для состояния окружающей среды, что не маловаж- но при современных требованиях к экологическим  аспектам производства товара.

Задача 3.

Роль диспетчерской службы в организации товародвижения в электроснабжении.

Ответ.

Рассмотрим роль диспетчерской службы на примере открытого рынка, т.е. на при- мере стран с развитой экономикой.