Система сбалансированных показателей (ССП) как инструмент реализации финансовой стратегии предприятий оборонно-промышленного комплекса, страница 6

Главная стратегическая цель - рост рыночной стоимости, но в тактическом периоде в качестве такой цели может быть рассмотрен уровень доходности бизнеса. Определив главную цель, следует включить в систему взаимосвязанные ключевые показатели результативности финансовой деятельности (KeyPerformanceIndicators - KPI). Такие показатели определяются из особенностей предприятия и тех целей, которые необходимо достичь, но в наиболее общем плане к ним рекомендуют относить следующие[3]:

1.  Общая сумма активов;

2.  Стоимость активов на одного работника;

3.  Капиталоотдача, %;

4.  Объем продаж новых видов товаров/услуг;

5.  Производительность труда на одного работника;

6.  Прибыль от новых видов товаров/услуг;

7.  Прибыль на одного работника;

8.  Рыночная стоимость акций;

9.  Рентабельность чистых активов (RONA), %;

10.  Добавленная стоимость на одного работника (EVA);

11.  Рентабельность активов (ROA), %;

12.  Рентабельность используемого капитала (ROCE), %;

13.  Рентабельность акционерного капитала (ROE), %;

14.  Рентабельность объема продаж, %;

15.  Коэффициент маржинального дохода или маржинальный доход (Выручка за минусом переменных расходов);

16.  Маржинальный доход на одного работника;

17.  Денежный поток;

18.  Отношение собственного капитала к общей сумме активов (коэффициент автономии), платежеспособность, %;

19.  Рентабельность инвестиций (ROI), %;

20.  Сумма затрат и др.

В любом случае выбор целей, индикаторов направленности действий должны полностью соответствовать корпоративной и финансовой стратегии предприятия ОПК.

Подводя итог сказанному, можно сделать ряд важных выводов:

1.  Модель BSC (система сбалансированных показателей) является управленческой системой, способной оценить эффективность реализации, выбранной предприятием ОПК стратегии, а также реализует функции контроля и оперативного управления. Данная управленческая модель предполагает построение системы, основой которой является результативное взаимодействия четырех аспектов деятельности любой организации: финансовый аспект; аспект взаимодействия с клиентами; бизнес-процессы; обучение и рост. При этом, в работе выделяется главенствующая роль финансового аспекте в разрезе достижения главной стратегической цели – рост рыночной стоимости предприятия ОПК.

2.  Внедрение ССП в корпоративном управлении на предприятиях оборонно-промышленного комплекса позволит решить ряд ключевых задач в реализации финансовой стратегии, а именно:

1)  гармонично интегрировать все функциональные стратегии предприятия ОПК, сфокусировав их на достижение главной цели стратегического развития – повышение рыночной стоимости;

2)  преодолеть часто возникающее несоответствие целей и задач текущего оперативного управления и стратегических целей;

3)  интегрировать стратегические целевые установки разных компаний, входящих в созданные в сфере ОПК интегрированные структуры и личные цели отдельных работников.

3.  Анализ особенностей использования системы сбалансированных показателей как инструмента реализации финансовой стратегии позволил предложить систему целевых показателей и стратегических решений, направленных на рост рыночной стоимости предприятия ОПК.



[1] См.:Ольвье Н.Г., Рой Ж., Ветер М. «Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей». –М.; Вильямс, 2004 г., С. 37.

[2] См.: Попович Л.Г. Интегрированное управление финансово-хозяйственной деятельностью наукоемких предприятий ОПК: концепция, методы, модели // Аудит и финансовый анализ, 2009 г., №2, с.4-28.

[3] См.:Ольве Н.-Г., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. – М.; Вильямс, 2004 г.,  С. 292.