Система сбалансированных показателей (ССП) как инструмент реализации финансовой стратегии предприятий оборонно-промышленного комплекса, страница 3

Стратегические карты являются стержнем BSC. Через их разработку происходит визуализация а, зачастую, и существенная редакция (в процессе рассмотрения различных сценариев достижения стратегических целей) первоначальной стратегии компании.

Дизайн (структура) ССП должен содержать шесть обязательных элементов:

1. Перспективы (perspectives) — компоненты, при помощи которых проводится декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Обычно используются 4 базовые перспективы, однако их список можно дополнить в соответствии со спецификой стратегии компании. Базовыми перспективами являются:

·  Финансы (получение стабильно растущей прибыли — как видят нас акционеры компании и, как следствие – рост рыночной стоимости);

·  Клиенты (улучшение знания каждого клиента — как видят нас клиенты);

·  Процессы (внутренние процессы компании — чем мы выделяемся среди конкурентов);

·  Персонал (обучение и развитие)и инновации (как мы создаем и увеличиваем ценность для наших клиентов).

2.Стратегические цели (objectives) определяют, в каких направлениях будет реализовываться стратегия.

3. Показатели (measures) — это метрики достижений, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели. Показатели подразумевают определенные действия, необходимые для достижения цели, и указывают на то, как стратегия будет реализована на операциональном уровне.

4. Целевые значения (targets) — количественные выражения уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель.

5. Причинно-следственные связи (causeandeffectlinkages) должны связывать в единую цепочку стратегические цели компании таким образом, что достижение одной из них обуславливает прогресс в достижении другой (связь по типу «если-то»).

6. Стратегические инициативы (strategicinitiatives) — проекты или программы, которые способствуют достижению стратегических целей.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть -отмеченные недостатки не являются критическими и недопустимыми; они требуют дальнейшего совершенствования модели стратегического управления, направленной на достижение поставленной цели –повышение капитализации предприятий ОПК.

Главное предназначение системы сбалансированных показателей – способствовать созданию конкурентоспособной корпорации в ОПК через реализацию финансовой стратегии. Можно отметить, что конкурентоспособная корпорация - это эффективная бизнес-система, способная завоевать и удерживать существенную долю рынка, а, следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие. Следствием высокой конкурентоспособности предприятий ОПК является: наличие собственных возможностей для финансирования развития науки и производства, стабильность и устойчивость к изменениям на рынке, способность качественно и в срок выполнять оборонный заказ, высокая привлекательность для инвесторов и кредиторов,  наличие дополнительных возможностей для решения социальных проблем.

Именно применение в стратегическом управлении предприятиями ОПК рассматриваемой модели (BSC) как элемента финансового менеджмента должно рассматриваться в качестве эффективного инструмента реализации финансовой стратегии. В целях диссертационного исследования рассмотрим предпосылки применения системы сбалансированных показателей для реализации финансовой стратегии, направленной на рост рыночной стоимости.

1. Модель BSC имеет четко направленную целевую ориентацию, и главными целями верхнего уровня рассматриваемой системы являются цели финансового характера, важнейшей из которых является рост рыночной стоимости. Одной из целей создания ССП на предприятиях ОПК должно быть расширение системы показателей, характеризующих эффективность их деятельности. Для этого модель предусматривает дополнение классических финансовых систем показателей нефинансовыми показателями.