Пылеугольная ТЭЦ, работающая на низкосортных углях, страница 21

- с плазменным воспламенением - от воздействия низкотемпературной плазмы на пылевой поток.

В основе большинства перечисленных методов лежит термохимическая подготовка топлива, разогрев и воспламенение всего потока аэросмеси за счет сгорания небольшой его части при низком избытке воздуха-

Применение плазменного воспламенения позволяет снизить мощность источника воспламенения за счет наличия активных центров реакций - ионов и радикалов, а так же создать необходимые условия для воспламенения и выгорания низкореакционных и забалластированных топлив, что не удается достичь при других схемах и что наиболее актуально для дальневосточной энергетики.

Работы по внедрению подобных систем: ведет Отраслевой Центр плазменно-энергетических технологий (ОЦ ПЭТ) РАО "ЕЭС России".

Первый опыт наладки систем с плазменным воспламенением был получен в 1997г. на котле КВТК- 100 водогрейной котельной г. Нерюнгри. Основной целью было достижение устойчивого воспламенения. Удалось (после изменений в схемах управления пылепитателями и др.) путем изменения расхода первичного воздуха найти режим, в котором пыль воспламеняется практически сразу после подачи в горелку.

В конце 1997г. - начале 1998г. при участии ОЦПЭТ проведены испытания плазменных растопочных систем на котле ТП-170 Партизанской ГРЭС. За счет оптимизации соотношения "топливо-воздух", после снижения минимальной скорости вращения пылепитателей, удалось отработать оптимальный (для данной конструкции горелок) режим растопки. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

Плазмотроны, устанавливаемые в канал аэросмеси обычных горелок и наличии муфельного участка позволяют производить растопку на пыли эксплуатационной крупности.

2. Воспламенение весьма чувствительно к соотношению «топливо-воздух»

3.При растопке уровень потерь с механическим (Q4) и химическим (Qз) недожогом недопустимо высок (соответственно 12-46,5% и 0,08-0,73%), для их снижения необходимо создать специальную горелку.

4.Уровень выбросов оксидов азота на растопочных режимах не превышает 500 мг/м3 (a  =1,4) и сопоставим с мазутной растопкой.

5.Низкая надежность электрооборудования. В "Дальэнерго" принята комплексная программа по внедрению данной технологии[1].

4.Плазменно-энергетические технологии топливоиспользования.

          Плазменно-энергетические технологии (ПЭТ) топливоиспользования - совокупность методов использования топлив в энергетике, металлургии, химической промышленности и других отраслях с применением низкотемпературной плазмы (НТ).

          Под термином ПЭТ объединены следующие технологии:

1.  Плазменное воспламенение пылеугольного факела (безмазутная растопка энергетических котлов, подсветка пылеугольного факела, стабилизация выхода жидкого шлака в топках с жидким шлакоудалением).

2.  Электротермохимическая подготовка топлив (ЭТХПТ) к сжиганию.

3.  Плазменная алло-автотермическая газификация углей (ПААГ).

4.  Плазменно-паровая (аллотермическая) газификация (ППГ) углей.

5.  Комплексная переработка (КП) низкосортных твердых топлив в плазменных реакторах (ПР).

6.  Разработка новых и совершенствование существующих электродуговых плазмотронов (ПЛ), ПР и источников их электропитания для осуществления ПЭТ.

          Создание ПЭТ связано с необходимостью повышения эффективности топливоиспользования и экологических показателей тепловых электростанций (ТЭС).

          В мировой теплоэнергетике при растопке пылеугольных котлов и стабилизации горения факела используют топочный мазут (М.) стоимостью 100-150 долларов США за 1 тонну. В мире на эти цели расходуют более 50 млн. т М. в год. Из 67 млн. т М., произведенного в Российской Федерации в 1996 году, более 5 млн. т было израсходовано на пылеугольных ТЭС для растопки котлов, подсветки пылеугольного факела, стабилизации выхода жидкого шлака в топках с жидким шлакоудалением и компенсации пониженной теплоты сгорания энергетических углей (У.). Совместное сжигание У. и обладающего более высокой реакционной способностью М. ухудшает эколого-экономические показатели котлов: повышается мехнедожог топлива и снижается КПД-брутто, возрастает скорость высокотемпературной коррозии экранных поверхностей и снижается надежность эксплуатации котельного оборудования; повышается выход оксидов азота и серы (в случае более высокого содержания серы в М.); появляются выбросы пятиокиси ванадия.