Место и роль промышленного транспорта в единой транспортной системе, страница 4

В ФРГ местные и промышленные дороги уже в 1950-е годы столкнулись с жесткой конкуренцией автотранспорта, что привело к закрытию большинства узкоколейных линий, а также некоторых местных дорог нормальной колеи. В ГДР этот процесс начался несколько позже (в 1960-е и 1970-е годы) и шел медленнее.

После включения ГДР в состав ФРГ с 1 января 1994 года государственные дороги западной и восточной части страны были объединены под названием DB AG (хотя на подвижном составе обозначение принадлежности осталось прежним - DB). В то же время были приватизированы многие узкоколейные линии, являвшиеся ранее собственностью DR. Приватизация линий промтранспорта бывшей ГДР произошла в рамках передачи в частные руки самих предприятий, которые эти пути обслуживали.

Необходимо отметить, что специфика рельсового транспорта Германии заключается в том, что за исключением технологического транспорта предприятия промтранспорта и просто частные дороги представляют собой практически одно и то же. Законодательство Федеративной Республики классифицирует транспортные железнодорожные предприятия в соответствии с их правовым статусом, а не отраслевой, ведомственной или корпоративной принадлежностью.

Согласно закону ФРГ «Дерегулирование транспортного рынка в соответствии с постановлениями ЕС», изданному в 1996 году, железнодорожные предприятия делят:

на железнодорожные, обеспечивающие движение;

железнодорожные, владеющие инфраструктурой и обслуживающие ее;

платных перевозчиков.

К примеру угольная компания, эксплуатирует сеть Rheinbraun AG - Gruben und Grubenanschlussbahnen (RBW) с управлением в Кельне-Лин-дентале. Она соединяет угольные разработки с фабрикой по производству брикетов и с электростанциями. Такая конфигурация сети достаточно типична для угольной промышленности Германии. Протяженность RBW составляет около 340 км, из которых 290 км электрифицировано на напряжении 6 кВ.

Об объемах перевозок Rheinbraun AG свидетельствует то, что в год здесь транспортируется до 135 млн тонн грузов, то есть больше чем Французскими железными дорогами, перевозящими 125 млн тонн ежегодно.

По специфике работы ближе всего к российским ППЖТ, обслуживающим по нескольку предприятий, портовые дороги Германии. Вместе с тем аналогии, конечно, в известной степени условные. В качестве примера можно привести железнодорожную компанию Hafenbahn Hamburg, являющуюся собственностью города Гамбурга. Протяженность рельсовых путей достигает 426 км, из которых 110 км электрифицировано. Большая часть маневровой работы выполняется локомотивами DB AG, до 20 единиц которых работают на путях портовой дороги ежедневно.

Порт Гамбург является одним из крупнейших в Европе. Особенно велика его роль в контейнерных перевозках. Важным обстоятельством является тот факт, что из числа контейнеров, прибывших в порт морским путем и следующих далее внутрь Германии или других европейских стран, 70% перевозится железнодорожным транспортом. Именно поэтому Гамбург называют железнодорожным портом. Перевозка контейнерных маршрутов осуществляется компанией Box Xpress, частным гамбургским железнодорожным оператором, созданным голландским холдингом European Rail Shuttle и немецкими фирмами Eurogate Intermodal GmbH, ТХ Logistik AG. В год компания Box Xpress перевозит до 300 тыс. TEU. Для тяги контейнерных поездов используются современные электровозы, арендованные у локомотивного пула DispoLok (создан локомотивостроительной фирмой Siemens).

Другой крупной портово-железнодорожной компанией является Hafen und Guterverkehr Koln AG (HGK). Эта компания обслуживает речной порт на Рейне, расположенный в Кельне, а также железнодорожную сеть, которая включает 96,4 км линий (развернутая длина рельсовых путей достигает 264,0 км). Эта сеть обеспечивает доставку грузов к 49 различным промышленным предприятиям, что делает уместным сравнить ее с отечественными ППЖТ. Однако российские предприятия промышленного железнодорожного транспорта не эксплуатируют портовую инфраструктуру - и в этом большая разница.

Помимо обслуживания собственной сети для грузовых перевозок HGK занимается содержанием трех линий легкого пассажирского транспорта (скоростной трамвай).