Место и роль промышленного транспорта в единой транспортной системе, страница 2

Как отмечено в концепции, сегодня концептуальными недостатками действующего законодательства являются: отсутствие категорийности организаций транспорта необщего пользования; определение взаимоотношений между ним и владельцами инфраструктур транспорта необщего пользования как отношений между перевозчиком, являющимся одновременно владельцем инфраструктуры транспорта общего пользования, и грузоотправителем, владеющим подъездными путями (игнорируется очевидность взаимоотношений между ОАО «Российские железные дороги» и бывшими подразделениями промышленного транспорта МПС СССР как отношений двух взаимозависимых подвидов общефедерального транспорта); отсутствие отсылочных норм по регламентации порядка перехода путей необщего пользования в категорию транспорта общего пользования; отсутствие регламентирования взаимоотношений между владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта. Концепция законопроекта о внесении изменений и дополнений в Устав и закон «О железнодорожном транспорте» разработана департаментом и была одобрена в конце 2006 года.

В последнее время интерес к вопросам деятельности организаций железнодорожного транспорта необщего пользования (ППЖТ) и их взаимодействия с ОАО «РЖД» в условиях реформирования особенно высок. «Промжелдортранс», представляющий интересы ППЖТ, также не раз поднимал наиболее актуальные вопросы, среди которых: необходимость совершенствования законодательной и нормативной базы с целью создания равноправных условий для железнодорожного транспорта общего и необщего пользования; тарифное регулирование; землепользование и налогообложение; ремонт и содержание подвижного состава.

Как известно, ППЖТ, ранее входившие в состав МПС России, в 1992-1995 годах были преобразованы в открытые акционерные общества, то есть практически именно тогда и началась реформа железнодорожного транспорта. На п/п этих предприятий выполняются те же начально-конечные  операции   перевозочного процесса, что и на собственных подъездных путях ОАО «РЖД».

Главным образом взаимодействию ППЖТ с филиалами ОАО «РЖД» препятствует несовершенство действующего законодательства в сфере железнодорожного транспорта. Практика выявила необходимость внесения серьезных изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» и Устав железнодорожного транспорта РФ, а также в соответствующие подзаконные акты в части регулирования отношений между владельцами инфраструктур, перевозчиками, ППЖТ и другими участниками рынка транспортных услуг.

К примеру, сегодня нет четкого разграничения понятий железнодорожный транспорт общего и необщего пользования - они практически совпадают и требуют уточнения. Также необходимо ввести понятия инфраструктуры транспорта необщего пользования и ее владельца, так как приведенные в законах определения железнодорожных путей необщего пользования и их владельца, по сути, отражают только часть инфраструктуры транспорта необщего пользования -железнодорожный путь.

Такое решение вполне закономерно, учитывая положительный опыт совместной работы в рабочих группах МПС России и Министерства транспорта.

Практика взаимоотношений ППЖТ с железными дорогами подтверждает необходимость такой формы работы. Есть достаточно много вопросов и проблем, представляющих взаимный интерес. Это вопросы заключения договоров, разработки  ЕТП, предоставления неоплачиваемого времени, исчисления и внесения платы за пользование вагонами, предоставления услуг инфраструктуры, улучшения использования и обеспечения сохранности вагонного парка и многие другие.

На железных дорогах завершена работа по формированию координационных комиссий, в состав которых вошли специалисты ППЖТ- члены Ассоциации. Комиссиям поручено рассматривать конкретные вопросы взаимодействия при осуществлении перевозочного процесса на местах, готовить предложения по их разрешению и представлять материалы рабочей группе для рассмотрения и принятия решения. Ассоциация нацелена на деловое, конструктивное сотрудничество с ОАО «РЖД» и надеется, что совместная работа позволит найти взаимовыгодные решения, исходя из того, что в настоящее время организации железнодорожного транспорта общего и необщего пользования являются партнерами, а не конкурентами на рынке транспортных услуг.