Рисунок в различных материалах и техниках: Методические указания к курсу дисциплины "Рисунок", страница 8

Наряду с заданиями (рисунки архитектурных деталей, интерьеров, ландшафтно-архитектурной среды и др.) значительное время отводится и рисованию форм человека.

Карандашный рисунок выполняется в первую очередь, так как является самой универсальной и наиболее применяемой техникой. Особое внимание заостряется на приемах конструирования карандашом пластической формы. Выясняются технические возможности, преимущества и недостатки карандаша как графического материала, его тональный диапазон, эстетические качества. В задании необходимо пластическим ритмом линий организовать лист как единое композиционное целое, сообщив ему динамические или статические (по выбору) свойства.

Рисунок пером – техника, широко применяемая в архитектурном чертеже и в искусстве графики, требующая большого напряжения и работы "наверняка". Ошибки не поддаются исправлению, так как раствор глубоко проникает в структуру бумаги и при его удалении разрушается. Рисунки пером полезно проводить в учебных целях. Это воспитывает собранность и точность расчета. Поскольку рисунок в этой технике не позволяет быстро заполнять большие поверхности, работа выполняется на формате листа А4. В качестве модели используется гипсовый орнамент. Рисунок выполняется методически строго, четко и аккуратно, минимум лишних линий, лаконизм средств. Во избежание тональных, трудно поддающихся исправлению ошибок рисунок нужно начинать с прокладки теней, сосредоточивая внимание на главных элементах формы, не увлекаясь второстепенными деталями. Следует избегать механического соединения разнородных приемов штриховки, нарушающих целостность рисунка (например, совмещение точечного, крученого штриха с прямым штрихом). Линия штриха должна быть четкой, контрастной положенной строго на свое место, следует избегать излишней торопливости, небрежности, а также пестроты тона, возникающей в результате образования случайных пятен в месте стыков и пересечений штрихов.

Задание 3.  Рисунок архитектурной детали.

Капитель (рис. 9)

Задание включено в систему комплексного проектирования "Изучение архитектурного ордера".

Рисование таких архитектурных деталей, как моделей, являющихся особенно интересным учебно-методическим материалом, всесторонне развивает объемно-пространственное мышление будущих архитекторов.

Основой для рисования архитектурной детали является умение изображать с натуры и по памяти геометрические фигуры и тела в любых положениях, умение делить прямые и кривые отрезки на любое количество частей с учетом перспективных сокращений. Трудно переоценить роль сопутствующих дисциплин – начертательной геометрии, теории конструкций, истории искусств и курсового проектирования. Располагая знаниями и навыками по изображению простых геометрических форм, на рисунке капители легче проследить четко выраженные пропорции, отношение частей к целому.

Рисунок капители требует грамотного построения, свободного и умелого сообщения формы гармонической связи деталей и внимательного анализа натуры – отдельные детали капители настолько трудны для изображения, что студент либо сосредоточивает свое внимание на правильности изображения этих деталей и совершенно не думает о форме капители в целом, либо наоборот, - дает общее, приблизительное изображение. Сложность построения капители заключается в том, что, изображая общую форму, необходимо дать правильное изображение каждой детали, а изображая деталь, следить за архитектоникой формы в целом. Необходимо обращать внимание на перспективное изображение наблюдаемого ракурса, на четкость светотеневой моделировки формы, тщательную разработку рисунка.

Рисуя архитектурную деталь, студент осваивает перспективное строение формы, в основе которой лежат геометрические тела, осваивает и совершенствует технику рисунка, изучает и познает художественную и конструктивную сущность детали, расширяет диапазон изобретательных  средств.

Задание 4. Рисунок гипсовой головы

(рис. 10 - 11)