Рисунок в различных материалах и техниках: Методические указания к курсу дисциплины "Рисунок", страница 6

Практический курс рисунка

1. Ознакомить студентов с важнейшими теоретическими осно-        вами рисунка.

2. Развить у студентов умения и навыки в изображении  пространственной среды, применяя при этом различные приемы профессионального графического языка.

4.  Воспитать художественный вкус и творческое мышление.

Основными темами и объектами изображения являются:

1. Геометрические формы, пластические тела, элементы растительного мира.

2. Элементы архитектурно-пространственной среды (интерьеры, декоративные элементы и детали зданий).

3. Растительный мир.

5.  Человек.

Содержание и структура курса рисунка

Объем работы по рисунку определяется программой Министерства образования РФ для специальности 270105, на основании которой разрабатываются рабочие программы применительно к конкретным условиям деятельности вуза.

Основные темы курса рисунка.

Методическая последовательность выполнения

заданий по рисунку

1. Четкое уяснение поставленной задачи.

2.  Выбор выразительной точки зрения на объект рисунка.

             3.  Мысленный анализ процесса и методов работы (материал, техника, прием, исполнение).

4.  Пометка композиционного размещения на листе легкими линиями красных границ изображения, определение центра размещения изображения и нахождение основных конструктивных точек геометрических тел с учетом движения, пропорций и перспективы при данной точке зрения.

5.  Прорисовка предметов легкими линиями по помеченным узловым пунктам с учетом горизонта и точек схода.

6. Уточнение пропорций и перспективного построения более силь-    ными линиями, конструктивно-линейный анализ построения.

7.Решение больших тональных отношений, нанесение собственной тени, падающей тени и определение фона.

8.  Проработка деталей.

9.  Полная тональная проработка всего рисунка, передача отношений в тенях и на свету до выявления рефлексов и блика. Нахождение общего тонального решения для цельности рисунка.

Задание 1.  Натюрморт из геометрических тел (рис. 1-3)

Развитие объемно-пространственного мышления при постоянной заботе о целостном видении, воспитание умения убедительно, профессионально грамотно воспроизводить с натуры и по представлению как простые, так и сложные объекты окружающего мира – главная методическая задача обучения рисунку.

Изображение геометрических тел – первая степень к освоению профессиональных навыков рисунка. Освоение принципов рисунка лучше всего начинать с упражнений в рисовании простых пространственных форм. Для этой цели более всего подходят геометрические тела, имеющие ясное конструктивное построение (шар, куб, конус и т.д.). Рисование геометрических тел имеет непосредственное практическое значение, так как в своей деятельности архитектор использует формы, близкие, как правило, к геометрическим.

Задание является вводным и знакомит студентов с основными требованиями к учебному рисунку:

- композиционно правильно разместить рисунок в формат листа бумаги;

- средствами графики выявить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкции, перспективного изображения и закономерности светотени.

Практической работе над заданием предшествует вводная лекция "Рисунок геометрических тел". Ее содержание:

1. Роль графики в работе, графика как средство познания окружающего мира, средство решения творческих задач, адекватность графики и рисунка.

2.  Эстетическая выразительность рисунка, его виды.

3.  Теория рисунка: виды изображений, особенности зрительного восприятия формы и ее изображение в соответствии с законами перспективы, виды перспективы.

4.  Основные принципы конструктивно-структурного рисунка. Общие понятия о строении формы. Связь внешнего построения с внутренней конструкцией.

5.  Язык рисунка (основные технические приемы и средства графики, основные графические материалы).

6.  Основные принципы рисования геометрических тел. Перспективное построение прямоугольных объемов и тел вращения. Пропорции. Отношение и соразмерность предметов и их частей по определенным признакам. Восприятие пропорций.