Рисунок в различных материалах и техниках: Методические указания к курсу дисциплины "Рисунок", страница 3

Блестящими рисовальщиками XVIII – XIX веков на Западе были Ватто, Гойя, Энгр, Домье, Дега, Тулуз-Лотрек, а в России – Егоров, Лосенко, Кипренский, Александр Иванов, Федотов, Репин, Серов.

Новый расцвет рисунка связан с XX веком, когда можно говорить об усилении его роли в изобразительном искусстве и когда графическая основа становится ведущей в живописи. После полного равнодушия к рисунку в живописи импрессионистов наблюдается перестановка акцентов – графическое начало оказывается превалирующим. Среди выдающихся рисовальщиков XX века следует назвать такие имена, как Матисс и Пикассо. Немало прекрасных мастеров рисунка дало советское искусство. Это – Д.Кардовский, А.Яковлев, В.Фаворский, Л.Митурич, Г.Верейский, А.Лаптев, А.Пахомов и многие другие.

В результате многовековой истории развития рисунка накоплен огромный опыт, создан богатый арсенал изобразительных средств, из которого может  щедро черпать и профессиональный художник, и               начинающий рисовальщик. Изучение и сознательное, творческое использование этого материала поможет овладеть графическим мастерством.

Выразительные средства рисунка

Каждый из художников-рисовальщиков обладает своим неповторимым графическим почерком, своим языком. Язык рисунка богат, многообразен и гибок. Разнообразие стилей, манер и подходов здесь поистине безгранично. Выразительные возможности рисунка широки, хотя изобразительные средства кажутся  на первый взгляд очень ограниченными. Линия, штрих и пятно – вот основные элементы техники рисунка. Иногда используется цвет, который в рисунке играет вспомогательную, подчиненную роль и отличается условностью (в живописи цвет – основное средство выражения). Цвет, если и вводится в рисунок, то, как правило, очень скупо и ограниченно. Цветовая палитра художника-графика предельно лаконична. Рисунок – это чаще всего одноцветное изображение. Техника полихромного рисунка применяется сравнительно редко.

Линия

Линия – главное изобразительное средство рисунка. Основная функция ее – выявление зрительно воспринимаемых границ предметов. В учебном рисунке линии по своему назначению подразделяются на основные (линии видимых контуров) и вспомогательные (линии построения). Последние позволяют определить место деталей по отношению к целому, расчленяют сложные поверхности на простые, выявляют конструктивное и перспективное построение. В набросках и кратковременных зарисовках линия – главное изобразительное средство.

Линии очень разнообразны по своему характеру и признакам. Они могут быть длинными и короткими (превращающимися даже в точку), прямыми и изогнутыми (волнистыми, зигзагообразными), сплошными и прерывистыми, светлыми и темными, широкими (т.е. толстыми, жирными) и тонкими. Характер линии зависит от свойств графических материалов и инструментов, от индивидуальности рисующего и от поставленной им задачи. Линия–это след, оставляемый карандашом, пером, кистью, палочкой, фломастером и другими инструментами. Разные материалы имеют неодинаковые особенности звучания и интенсивность красящего вещества. Карандаши имеют разный цвет и мягкость, перья различную форму и назначение (стальные, ученические, чертежные, птичьи, тростниковые, соломенные),  кисти – различный размер, форму и степень жесткости и мягкости волоса. Фломастер заряжается пастой (или чернилами) разного цвета, палочки для рисунка изготовляются различными по размеру и форме. Наконец, в рисунке используются такие разные по свойствам материалы, как соус, сангина, пастель, акварель, гуашь. Применение всех этих материалов и инструментов позволяет достигать самых сложных и выразительных эффектов, дает большое разнообразие линий. Характер последних зависит и от свойств изобразительной поверхности, ее фактуры, которая может быть гладкой и шероховатой, глянцевой и матовой, крупнозернистой и мелкозернистой.

Линия изменяет свои качества и в зависимости от касания поверхности основания красящим материалом и инструментом (сильный или слабый нажим, касание острием или боковой поверхностью карандашного стержня или кисти).