Рисунок в различных материалах и техниках: Методические указания к курсу дисциплины "Рисунок", страница 7

7.  Выявление пространства, объемов средствами светотени. Значение светотени при анализе и изображении сложных пластических форм в различных условиях освещения. Закон контраста.

8.  Композиция. Виды композиций (динамическая и статистическая). Основные категории композиций (масса, пространство, ритм, контраст, нюанс, масштаб, центр, симметрия).

Задание 2. Рисунок в различных материалах и техниках

                    геометрических и растительных форм (рис. 4-8)

Задание включает две работы: рисунок пластических тел (карандаш, мягкий материал), рисунок пером, композиция из растительных форм, сочетание геометрических тел с растительными формами (тушь), натюрморты с растительными формами.

Графика в учебной работе решает и воспитательные задачи. Выполняя графические работы, студент познает стилевые особенности, графические средства, художественные и технические способы и приемы изображения, изобразительные материалы.

Важной стороной обучения графике является развитие навыков творческого решения в применении различных материалов рисования – карандаша, угля, сангины, сухой кисти, пера, фломастера и др. Умение выбрать те или иные материалы и инструменты в каждом случае определяется задачей, которая ставится перед рисующим, можно выбрать такой материал, который с наибольшей выразительностью способен раскрыть замысел автора. Так, уголь дает весомые свойства формам, позволяет при широком обобщении лучше решать объемно-пространственные задачи, обладает огромным тональным разнообразием в передаче световоздушной среды, устраняет сухость; передает точность, безошибочность и изящество линий. Перьевой рисунок позволяет очень тонко прорабатывать детали. Пером можно добиться большего разнообразия тонов, применяя различную  штриховку,  сочетание  линий  различной  толщины,   длины и        направленности, точек, заливок. Рисунок пером дает возможность получить разнообразные фактуры. Применяют смешанную технику – легкую кисть и карандаш с сангиной и т.д. Передать фактуру материала смешанной техникой относительно легче, чем однородной техникой, однако возникает другая трудность – связать различные технические средства, сохранить цельность изображения.

Целью заданий 1 и 2 является закрепление умений и навыков в изображении архитектурно-пространственной среды средствами рисунка и использование их проектной работе.

1. Творческий подход к применению общих законов композиции.

             2. Подробное ведение конструктивного анализа изображаемого объекта (включая этюды, наброски и зарисовки).

3. Тщательная светотеневая моделировка формы.

4. Выявление ее пластической структуры различными средствами тона.

5. Выявление фактуры материала.

6.  Цельность изображения, согласованность и единство деталей и целого.

7.  Графическая грамотность.

Для того, чтобы успешно выполнить рисунок, необходимо помнить о том, что важнейшим фактором в выполнении учебных работ являются знания по дисциплинам "История архитектуры", "Архитектура гражданских и промышленных зданий".

На протяжении всей истории зодчества архитекторы осмысливали свойства природных форм и их пространственные сочетания. В русских деревянных церквах нашла выражение гармония стройных остроконечных елей, в главках фактура сосновых и еловых шишек. Мотив зарослей лотоса интерпретирован в плотно сомкнутых колоннадах египетских храмов; мотив леса – в интерьерах готических соборов – это придавало им не только эстетическую выразительность, но и особую эмоциональную настроенность. Вопросами интерпретации архитектурных форм живой природы и связанных с этим изучением законов и принципов формообразования занимает архитектурная бионика. Заданиям по рисунку окружающей природной среды, флоры и фауны в учебном процессе уделяется особое место. Через рисунок студент должен постичь гармонию естественного пейзажа, логику и целесообразность строения и развития природных форм, увидеть и познать эстетическую выразительность, совершенство растительных и живых организмов, чтобы использовать результаты наблюдений и анализа в последующей учебной и практической деятельности.