Рисунок в различных материалах и техниках: Методические указания к курсу дисциплины "Рисунок", страница 4

Графитный карандаш дает звонкую и строгую серебристую линию, уголь, сангина и соус – более жирную и грубую. В перовом рисунке тушью насыщенно – черная линия резко контрастирует с белизной бумаги, а линия, проведенная палочкой пастели, кажется мягкой и воздушной.

Одни материалы позволяют варьировать толщину линии (карандаш, перо, кисть), ее тональность или светлоту (карандаш, уголь), другие не позволяют делать этого и дают линии строго одинаковой толщины и тона (фломастер, некоторые сорта перьев).

Карандаш – прекрасный графический материал, дающий разнообразные линии и содержащий богатые, пока еще далеко не исчерпанные художественно-технические возможности. Не случайно в последнее время повысился интерес художников к карандашной технике.

В рисунке, выполняемом на высоком профессиональном уровне, линия обладает художественно-эстетической и эмоциональной выразительностью. В руках искусного рисовальщика она становится могучим выразительным средством, способным передать глубокие мысли, различные оттенки чувства и настроения автора, его идейно-художественный замысел. В произведениях мастеров рисунка линия наполняется глубоким смыслом, живым, взволнованным содержанием. Она – то плавная и спокойная, то порывисто резкая, то напряженно-упругая, то изломанно-нервная. Линия может мягко, неторопливо струиться и вибрировать, а может приобрести стремительный разбег, стать динамичной и беспокойной. В работах мастеров нам доставляет наслаждение певучая и мелодичная линия, исполненная тонкой грации и изящества. Если гибкая пластичность очертаний в одних рисунках контрастирует с суховато-жесткими абрисами в других, то четко строгая линеарность одних изображений также совершенно не похожа на сочную живописность в мягко растворяющихся контурах в других графических листах.

Линия заключает в себе и декоративные возможности. Различные сочетания и комбинации линий могут образовать сложные, причудливые сплетения и ритмы, создать затейливый, изысканно красивый орнаментальный узор.

У неопытного рисовальщика, как правило, линия или робкая, неуверенная и вялая, или слишком грубая и небрежная, причем в том и другом случае приблизительная. У опытного художника она уверенно-смелая, энергичная и точная.

Умело используя изобразительные возможности линии (варьируя характер ее движения, толщину, тональность и т.д.), можно передать ощущение объемности, пространственности и некоторые пластические качества изображаемой формы.

Если в чертеже одинаковая толщина линий является достоинством, то в рисунке такая сухая "нитяная" линия непригодна – она безжизненна и невыразительна. В рисунке, проведенная "от руки" линия должна быть непринужденно-свободной, живой, трепетной, послушно отражающей мысль учащегося.

Характерный недостаток некоторых учебных работ – ненужное оконтуривание рисунка чрезмерно жесткой "проволочной" линией.

Штрих

В системе графического изображения линия может выполнять роль штриха. Штрих, в отличие от линии, обладает большими возможностями в передаче таких свойств натуры, как объем, цветность, материальная фактура, освещенность, пространственная среда. Поэтому штрих играет большую роль в продолжительных рисунках, решающих более сложные задачи по сравнению с быстрым линейным наброском.

Штриховка, т.е. совокупность ритмично чередующихся штриховых линий, может быть разнообразной, вбирающей в себя всю разнохарактерность линий. Кроме того, штрих (это слово часто употребляется в значении "штриховка") имеет свои специфические характеристики. Он может быть густой и разреженный (в зависимости от расстояния между штриховыми линиями), однослойный и многослойный (по количеству прокладок), параллельный и перекрестный. Сплошным наслоением штриховых линий образуется разновидность штриховки – тушевка. Прием растирания линий штриха называется растиркой.

Штрих в рисунке может быть скупым, лаконичным, лишь намечающим форму, а может быть обильным, обстоятельно и подробно прорабатывающим ее и покрывающим значительную часть изобразительной  поверхности. Линии штриха можно положить строго и четко, а можно набросать размашисто и эскизно, небрежно.