История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного, страница 4

5). Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способность сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека составляет  7+ 2 единиц информации.

Виды внимания

1.  Природное внимание  дано человеку с рождения в виде избирательной способности реагировать на внешние или внутренние стимулы, которые несут  элементы информационной новизны.

2.   Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания и связано с волевой  регуляцией поведения.

3.  Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено.

4.  Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств ( жестов, слов, предметов, указательных знаков).

5.   Непроизвольное внимание не связано с участием воли.

6.  Произвольное внимание включает волевую регуляцию.

7.  Чувственное  внимание связано с  эмоциями и  избирательной работой органов чувств.

8.  Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

12 Память. Ее сущность и виды в сравнении. Память и мышление.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след: сохраняются и закрепляются , а при необходимости и возможности  воспроизводятся  -  эти процессы называются  памятью.

Память можно определить  как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Без постоянного обновления такого опыта его воспроизводство в определнных условиях наш организм не смог бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня она достигает у человека.

 У дочеловеческих организмов есть два вида памяти: 1. генетическая 2.  механическая.

Генетическая: проявляется в процессе передачи генетическим путем жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Механическая память выступает в форме способности   к научению, приобретению жизненного опыта, который иначе как в самом организме нигде сохраняться не может и исчезает  вместе с его уходом из жизни.

У человека есть три вида памяти.

1. Произвольная: связана с широким волевым контролем.

2. Логическая: связана с  употреблением логики

3. Опосредованная память: связана с использованием разнообразных средств запоминания.

 ! Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий следующие  функции:

1.  запоминание

2.  сохранение

3.  воспроизведение

Психологические закономерности памяти

Сравнительно простые события в жизни, которые производят сильное впечатление на человека могут запомниться сразу прочно и надолго. Более сложные и менее интересные события человек может переживать  несколько раз, но  в памяти они могут не запечатлеваться.

При  запоминании длинного ряда лучше всего запоминается  его начало и конец (эффект края).

Память человека связана  личностью таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются его изменением памяти.

Память у человека теряется и восстанавливается по донному и тому же закону. При  потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления. При восстановлении памяти дело идет наоборот.

Явление релинисценции – это улучшение со временем воспроизведения заученного материала без  его дополнительных повторений. Чаще всего она происходит на 2, 3 день после выучивания релинисценция  объясняется тем, что со временем логические смысловые связи становятся более ясными и отчетливыми.

4.  Виды функций и психологическая структура  общения.

Общение, как межличностное взаимодействие.

 У человека поиск контактов с людьми связан с потребностью в общении. Причем потребность в общении у  человека является самостоятельным внутренним стимулом и не зависит от других потребностей. Она возникает у человека  с рождения  и наиболее отчетливо проявляется в 1,2-2 месяца. В процессе общения большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. это явление получило название социальной перцепцией.