История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного, страница 13

Задатки -  это лишь предпосылки  развития способностей.

Задатки делятся на:

·  Физические

·  Интеллектуальные

·  Эмоционально-чувствительные задатки

2. Способности -  это индивидуальные психологические особенности личности, которые являются условием  успешного осуществления  к-л определенного вида деятельности.

Способност развиваются в процессе  деятельности человека. Также это индивидуальные качества личности, обеспечивающие  успех деятельности.

3. Талант  -  это высокий уровень  проявления способностей в определенном виде деятельности.

4. Гениальность -  высокая степень  творческих проявлений личности.

Современные ученые считают, что неталантливых людей не существует, а есть люди, которые занимаются не  своим делом. Т.к. каждый человек владеет огромным множеством в среднем равноценных  возможностей, хранящихся в организме в виде задатков. И возможности нормального человеческого мозга не ограничены.

Главная задача человека заключается в том чтобы превратить  потенциальные задатки  в реальные способности, используя силу воли, настойчивость, целеустремленность и т.д.

На базе одних  и тех же задатков могут возникнуть различные способности. В зависимости от требований соответствующей действительности развитие задатков и способностей не только от  индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, и от потребностей общества.

19. Сравнительный анализ поведения человека и животного. Проблема сознания.

На протяжении всей истории человек был самым тесным образом связан с животными. И даже зависим от них. Они служили для него источником пищи, одежды, а также  предсказывали различные  изменения в окружающем мире.

Универсальной была древнейшая форма  почитания животных (тотемизм). Происхождение тотемизма связано с тем,  что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы и, соответственно из мира  животных.

В средние века одним из главных вопросов  стал вопрос о душе. Учение, основанное  на вере во всеобщую одухотворенность,  получило название аненизм. В его основе лежало  убеждение в том,  что у всего, что существует на свете есть элементы души.

Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная  управлять всеми живыми  и неживыми предметами. «Трактат о душе» написал Аристотель. Он находил большие различия в поведении  разных животных, а также принципиальную разницу между животными и человеком. Он утверждал, что человек и животные имеют душу разных типов. Человеку Аристотель предписывал бессмертную разумную душу. Душа, по Аристотелю, воспринимает тленную материю, но только тело способно к чувственным впечатлениям и увлечениям. Поэтому  у животных имеется только смертная чувствительная душа.

В средние века достаточно интенсивно развивалось изучение анатомии и медицины. Вследствие чего стало очевидно, что человек и животные анатомически очень  похожи. Основное различие между ними  заключалось наличием у человека души. В средние века в Европе получило широкое распространение направление, названное креационизм. Креационизм базировался на общей идее, что все в природе является результатом сознательной деятельности высшего разума и совершается по предопределенным планам.  Все существование и развитие природы зависит от бога, а поведение контролируется наличием или отсутствием души.

В 17 веке в Европе, Рене Декарт создал учение, которое получило название картезианство, основой его теории являлась христианская  о бессмертии души. Однако существование души вне тела Декарт допускал только для людей. Душа животных радикально  отличалась от души человека и не могла жить вечно, Декарт считал, что животные являются  автоматами без чувств, разума и сознания. Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, он объяснял лишь развитием определенных органов.