История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного, страница 2

Целостная психология возникла можно сказать благодаря  Лейпцигской  школе. Она исходит из мистического, иррационалистического идеализма, она ведет свое происхождение от немецкой романтики религиозной мистики. Психика сводится  к чувствоподобному переживанию.

Большое влияние оказал и В.Штерн в своей персоналистической психологии вместо признания психофизического единства выдвигает принцип психофизической нейтральности: личность и ее акты не могут быть отнесены  ни к психическим, ни  к физическим образованиям.

2 Основные направления в психологии.

1).  Классический психоанализ (основатель З. Фрейд) – это один из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера  поведения человека.

Базовая идея  в следующем -  причины вытесненыв в результате каких-то других причин бессознательно, продолжают  оказывать в лияние  на поведение. В  научном творчестве Фрейда можно выделить три этапа:

1.  Связан  с разработкой модели психологической травмы.

2.  этап, здесь описаны основные фундаментальные  работы: «Толкование сновидения», «Три очерка по теории сексуальности»,»Влечения и  их судьба».

На этом этапе детская сексуальность стала составной частью психоанализа. В этом периоде Фрейд выделил следующие течения:

1.  Либидо (эрос) -  стремление к продолжению рода, сексуальные устремления.

2.  Танатос (мартидо) – стремление к  разрушению, страх к смерти (стремление к смерти).

3.  «Я и оно», «По ту сторону принципа удовольствия» -  на этом этапе Фрейд разработал структурную модель психологии и выделил такие элементы психологии как:

1.  Ид (оно) – бессознательное человека

2.  Эго (я)

3.  Супер-эго (сверх-я)

Понятие «влечение» означало для Фрейда двойственность течений и ментальных явлений (органического и психологического). В силу этого на разных стадиях развития личности психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной зоны.

Фрейд выделил 4 полноценные стадии развития личности:

1.  Оральная

2.  Анальная

3.  Фаллическая

4.  Генетальная

Теория Фрейда имела огромное значение для развития психологии  20 века, поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее психологических-составляющих.

2). Аналитическая психология Юнга (К.Г. Юнг -  последователь  Фрейда). Юнг различал  следующие слои  в структуре психологии:

1. Эго – как центр сознания.

2. Сознание

3. Личное бессознательное.

4. Коллективное бессознательное

Эго – это комплекс представлений, которые кжутся личности непрерыными и идентичными.

Сознание здесь -  функция или деятельность, которая поддерживает  психологического и эго.

Личное бессознательное – (=ид) включает  в себя содержания, которые не является неосознанными, но которые легко могут быть осознанными, а также комплексы (это отколовшаяся душевная часть личности, которая функционирует самопроизвольно и автономно.

Коллективное бессознательное – это врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает уникальной структурой и не имеет содержания индивидуального опыта человека.

Архетип (наследственно передаваемые идеи)

Все люди обладают следующими пятью архетипами:

1.  Архетип Персона (маска) – то, как мы хотим выглядеть в глазах окружающих нас людей.

2.  Анима – это женское начало в мужском.

3.  Анимус – мужское начало в женском.

4.  Тень  - то, чем, куда вытесняются все наши негативные мысли, чувства стремления, поступки, желания.

5.  Самость – центральный архетип по  Юнгу. Это представление о целостности, полноте, стремлении к внешней и внутренней гармонии, единство всех противоположностей.

Юнг утверждал, что психологическое развитие человека продолжается в течении всей жизни , называется индивидуализацией – это процесс сознательного принятия и развития врожденных потенциалов психики.

  3). Индивидуальная психология Адлера

Основные отличия теории Адлера от Теории Фрейда:

1.  Целевой детерминизм