История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного, страница 3

2.  Признание изначальной социальной природы человека.

3.  Понимание психической  жизни, к  целостной индивидуальности.

4.  Стремление  человека к совершенству.

    Индивидуальная психология -  теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки.

Теория Адлера основана на следующих понятиях:

1.Чувство неполноценности и компенсации.

2. Стремление к превосходству

3. Стиль жизни.

4. Творческое «я».

5. Порядок рождения.

Комплекс неполноценности – ощущения и переживания своей неспособности по сравнению с другими людьми. Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желания преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является стимулом личностного роста.

Механизмом преодоления недостатка является компенсация.

Наряду с компенсацией Адлер рассматривает такой механизм, как сверх-компенсация.

Причинами нарушения человека по Адлеру является:

1.  Физическая неполноценность (ведет к развитию эгоизма, чувства изоляции и центрированности на себе)

2.  Избалованность (как результат гипер-опеки) к нежеланию сотрудничать, личностному превосходству и снижению социального интереса.

3.  Отверженность (прежде всего от родителей) снижение социального интереса у  и чувства уверенности в себе.

11 Внимание. Его сущность, структура, виды.  Внимание и личность.

Основные подходы к изучению внимания.

 1 подход  предполагает, что внимания как особого независимого процесса не существует и оно поступает лишь как часть любого другого познавательного процесса или деятельности.

2 подход предполагает, что внимание  -  это вполне независимая психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание включено во все основные психические процессы. Выступает как их необходимый компонент и отделить его от них,  выделить и изучать в отдельном виде не представляется возможным.

Внимание -  это психо-физиологический   процесс; состояние, характеризующее ососбенности познавательной деятельности.

! Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.

Пять основных свойств внимания

1.  устойчивость

2.  сосредоточенность

3.  переключаемость

4.  распределение

5.  объем

1). Устойчивость внимания проявляется в способности  в течение длительного времени сохранять состояние внимания на к-л объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Устойчивость внимания определяется свойствами  нервной системы человека,  общим состоянием организма в данный момент времени, характеристикой психических  состояний и соотношением  с  мотивацией.

2). Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

3). Переключаемость внимания понимается как перевод  внимания с одного объекта или вида деятельности на другой. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой человек переводит свое внимание. Такой перевод может быть произвольным и непроизвольным. При произвольном – человек сознательно, или  с усилием воли заставляет себя сосредотачиваться на к-л даже неинтересном объекте; а при непроизвольном переводе -  человек невольно переводит свое внимание на что-нибудь такое, что его случайно заинтересовало. При переключаемости внимание на  непроизвольной основе может свидетельствовать  о его неустойчивости. Причем неустойчивость это навсегда отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, сохранению и восстановлению и восстановлению работоспособности организма.

4). Распределение внимания состоит из способности рассредоточить внимание на  значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности. Распределение внимания зависит от психологического и  физиологического состояния человека. При утомлениях в процессе выполнения сложных видов деятельности,  где концентрация внимания должна быть повышенной, область распределения внимания объемно сужается.