История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного, страница 10

Виды мышления по характеру решаемых задач.

1.  Теоретическое мышление -  это мышление на основе теоретических заключений и рассуждений.

2.  Практическое мышление -  это мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

По средствам мышления:

1.  Наглядное  мышление -  мышление на основе образов и представлений

2.  Вербальное  мышление -  мышление, оперируемое  отвлеченными знаками структуры.

По функциям различают мышление:

1.  Критическое  -  направленное на выявление недостатков в суждениях других людей.

2.  Творческое -  связано с генерацией собственных оригинальных связей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Особенности форм мышления:

1.  Быстрота – скорость протекания мыслительных процессов.

2.  Самостоятельность -  умение увидеть и поставить новые вопросы или проблему, а затем решить ее собственными силами.

3.  Инертность мышления – качество, характеризующееся склонностью к стабильности, к привычным ходам мысли, заключается в трудности переключения от одной системы действия  к другой.

4.  Экономичность мышления -  число логических ходов  и рассуждений, посредством которых усваивается новая закономерность.

5.  Широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний.

6.  Глубина мышления -   умение вникать в сущность, раскрывать причины явлений, предвидеть последствия.

7.  Последовательность -  умение соблюдать строгий порядок в рассмотрении к-л вопроса.

8.  Критичность -  качество мышления, позволяющее осуществить строгую оценку результатов мыслительного действия, находить в них сильные и слабые стороны, а также доказывать истинность выдвигаемых положений.

9.  устойчивость -  качество мышления, проявляющееся в ориентации на знакомых признаках или на уже известных закономерностях.

Основные этапы мыслительного процесса.

1.  Осознание  проблемной ситуации.

2.  Выделение того, что известно и того, что неизвестно. На этом этапе проблема превращается  в задачу.

3.  Ограничение зоны поиска.

4.  выявление гипотезы как предположения  о способах решения задач.

5.  Реанализация гипотезы.

6.  Проверка гипотезы. Если проверка подтверждает  гипотезу, то осуществляется реализация решения.

Операции мышления.

1.  анализ -  это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

2.  Синтез – мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому, т.е. синтез предполагает объединение элементов в одно целое.

3.  Сравнение – в сопоставлении предметов и явлений и их свойств и отношений друг с другом. И выявление таким образом их общности и различий.

4.  Обобщение – объединение многих предметов или явлений по к-л общему признаку.

5.  Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от существенных признаков предметов или явлений и выделение в них главного и основного.

6.  Классификация – систематизация соподчиненных понятий в к-л области знаний или деятельности человека, используется для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

7.  Категоризация  -  операция отнесения единичного объекта или события  к некоторому классу,  в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные значения, смыслы , знаки.

На основе этих мыслительных операций могут получить объяснения все внешние проявления мыслительной деятельности.

15.  Эмоциональные процессы и состояния. Эмоции и чувства. Понятия, функции видов.

Эмоции. Чувства.

Эмоции -  это особая форма проявления отражательной функции мозга, которая появилась в процессе эволюции.

Эмоции -  это переживания человека в данный, конкретный момент своего отношения к чему-либо. Эмоции выражаются в форме переживания.