Практические задания и темы рефератов по курсу "Культурология" (Культура первобытной эпохи, древнейших цивилизаций Востока, античного мира. Культура народов Африки. Культура Средневековья. Ренессанс. Западная культура Нового и Новейшего времени), страница 8

Практические задания по теме «Культура Древней Руси. Развитие культуры в Московском государстве. Российская культура в Новое время»

     Упражнение 1.

 Растолкуйте понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение:

     - ведическая культура

     - фольклор

     - этногенез

     - Троица

     - Материнский культ

     - Теогония

     - Антропогония

     - Космогонический миф

     - Монотеизм

     - Антропотеокосмизм

     - Коляда

     - Май

     - Чара

     - Волхвы

     - Идолы

     - Христианство

     - Титлы

     - Устав

     - Летопись

     - Агиография

     - Житие

     - Поучение

     - Дидактическое красноречие

     - Торжественное красноречие

     - Печеры

     - Апологет

     - Аскетизм

     - Исихия

     - Зернь

     - Скань

     - Перегородчатая эмаль

     Поясните, какое значение имеют эти понятия в культуре древних славян и в культуре Киевской Руси?

     Упражнение 2.

Расскажите о верованиях древних славян. Расставьте в иерархическом порядке богов и святых: Сварог; Перун; Велес (Волос, позже Свентовит); Чернобог; Белобог; Марена; Ярило; Купала; Кострома; Даждьбог; Стрибог; Семаргл; Мокоша; Хорс; Первые русские святые – Борис и Глеб. Какие из них Вам больше всего «симпатичны»?

    Упражнение 3.

Расскажите, что Вам известно об узелковой письменности, Велесовой книге, кириллице, церковнославянском (старославянском) языке. Какое значение имеет письменность славян в истории мировой культуры?

    Упражнение 4.

Прочтите «Повесть временных лет». О каких событиях идет речь? Опираясь на работы Д.С.Лихачева расскажите об истории этого памятника литературы.

     Упражнение 5.

      Прочтите «Поучение Владимира Мономаха». Кому оно адресовано? В чем смысл повествования? Какое впечатление произвело на Вас это поучение?

     Упражнение 6.

Расскажите (и, по возможности, проиллюстрируйте) о памятниках архитектуры древней Руси: Киево-Печерский монастырь; Ильинский подземный монастырь; Собор Киевской Софии; Золотые ворота; Софийский собор в Новгороде. Какие еще архитектурные памятники Древней Руси Вы знаете?

     Упражнение 7.

 Растолкуйте понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение:

     - Кремль (детинец)

     - Фреска

     - Иконопись

     -Уния

     - «Третий Рим»

     - « Бунташный век»

     - Книгопечатание

     - Терракота

     - Декор

    - Обмирщение культуры

    - Секуляризация

    - Демократическая сатира

     - Московское барокко

     - Парсуна

     - Школьный театр

     - Профессиональные школы

     - Славяно-греко-латинская академия

     - Гражданский шрифт

     - «Московские ведомости»

     - «Ведомости»

     - Скоморохи

     - Фольклор 

     Поясните, какое значение имеют эти понятия в истории русской культуры XIV-XVII вв.?

     Упражнение 8.

Прочтите «Житие Александра Невского». Что Вы можете рассказать о жизни и деятельности этого святого? Совершите экскурсию в Александро-невскую лавру к мощам святого. Почему рака до сих пор находится в Эрмитаже?