Практические задания и темы рефератов по курсу "Культурология" (Культура первобытной эпохи, древнейших цивилизаций Востока, античного мира. Культура народов Африки. Культура Средневековья. Ренессанс. Западная культура Нового и Новейшего времени), страница 10

     Упражнение 21.

Расскажите о скульптуре XVIII в.: Б.Растрелли: Бронзовый бюст Петра I; «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком»; Скульптурные портреты Ф.Шубина.

     Упражнение 22.

Расскажите о русской живописи XVIII в.: А.Матвеев. «Автопортрет с женой»; И.Никитин. «Петр I на смертном ложе», «Напольный гетман»; Портреты современников в исполнении А.П.Антропова, Ф.Р.Рокотова, Д.Т.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Что Вас впечатлило больше всего в живописи XVIII в.?

     Упражнение 23

Расскажите о русской музыке XVIII в.: О.А.Козловский. Русские романсы, героико-патриотические полонезы; Е.И.Фомин. Оперы «Орфей», «Ямщики на подставе», «Американцы». Ваше отношение к русской музыке XVIII в.?

     Упражнение 24.

Растолкуйте понятия и, по возможности, проиллюстрируйте их:

     -  Ода

     - Русское барокко

     - Московское барокко

     - Опера

     - Русский романс

     - Театр

     - Публичный театр в Москве

     - Школьный театр при Шляхетском корпусе

     - Театр Ф.Волкова в Ярославле

     - Театр в Петербурге «для представления трагедий и комедий»

     - Частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле)

     - Петровский театр (драмы, оперы и балета) в Москве

     - Крепостной театр с труппой из крепостных (театры Шереметевых, Юсуповых и др.) 

 Поясните, какое значение имеют эти понятия в истории русской культуры XVIII в.?

     Упражнение 25.

Прочтите сказки  А.С.Пушкина. Какие философские проблемы заявлены автором в известных Вам с детства сказках? Расскажите о жизни и творчестве поэта.

     Упражнение 26.

Познакомьтесь с поэзией М.Ю.Лермонтова. Какие мысли у Вас появляются при прочтении стихов поэта. Есть ли у Вас «любимое» из поэзии М.Ю.Лермонтова?

     Упражнение 27.

Прочтите «Шинель» Н.В.Гоголя. Как Вы относитесь к главному персонажу повести? Современен ли этот тип? Что Вам известно о жизни и творчестве автора?

     Упражнение 28.

Прочтите повесть Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича». Какие ассоциации по прочтении у Вас возникли? Встречали ли Вы среди окружающих Вас людей похожие персонажи? Какая философская проблематика повести? Что Вас привлекает в творчестве писателя?

     Упражнение 29.

Прочтите и проанализируйте «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского. Как по вашему, актуальна ли история семьи Карамазовых для сегодняшней России? Что Вам известно о жизни и творчестве писателя?

     Упражнение 30.

Расскажите (и, по возможности, проиллюстрируйте) о русской живописи XIX в. Что Вам известно о творчестве А.Г.Венецианова и творчестве художников-передвижников? Какое влияние оказала, на Ваш взгляд, русская живопись XIX в. на развитие мировой культуры?

     Упражнение 31.

Расскажите о русской архитектуре XIX в. Какие памятники архитектуры этого времени в Санкт-Петербурге Вы знаете? Расскажите подробно о русско-византийском стиле. 

     Упражнение 32.

Расскажите о музыкальной культуре России XIX в. Каких композиторов «Могучей кучки» и их произведения Вы запомнили больше всего?

     Упражнение 33.

Прочтите рассказы А.П.Чехова. Что Вам известно о жизни и творчестве писателя. Какие из его произведений Вам запомнились больше всего? Есть ли «любимое» из творчества А.П.Чехова?

     Упражнение 34.

Прочтите цикл рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи». Понравился ли Вам рассказ «В Париже»? Какое Ваше впечатление от прочитанного? Что Вы можете рассказать о жизни и творчестве писателя, опираясь на его «дневник» «Окаянные дни»?