Пролетные строения со сплошными балками, страница 8

Гибкие арматурные связи устраивают из наклонных арматурных стержней с крюками на концах (см. рис. 22.16, е) или в виде петель (см. рис. 22.16, ж), приваренных к верхнему поясу металлических балок и входящих в бетон плиты. Желательно их располагать по направлению главных растягивающих напряжений в бетоне плиты.

Приварка многочисленных отдельных гибких арматурныхсвя­зей к поясу стальной балки многодельна. Кроме того, они могут быть повреждены при транспортировке и монтаже балок. Поэтому гибкие арматурные связи обычно объединяют в группы и прива­ривают к металлическим листам (см. рис. 22.1, ж), которыевовремя монтажа крепят к балкам высокопрочными болтамиилисваркой. В качестве гибких связей за рубежом достаточно часто используют короткие вертикальные стержни, имеющие головки (см. рис. 22.16, з). Приварку таких упоров выполняют группами сваркой сопротивления специальными приборами.

В современных мостах распространено объединение железобе­тонных плит со стальными балками высокопрочными болтами (см. рис. 22.16, и). Передача сдвигающих усилий между плитой и бал­кой осуществляется в таких конструкциях силами трения (фрик­ционное соединение). Важным достоинством гибких арматурных связей и соединений на высокопрочных болтах по сравнению с жесткими упорами является хорошее восприятие вертикальных растягивающих усилий между железобетонной плитой и стальной балкой, возникающих при работе сталежелезобетонных пролетных строений.

В СССР чаще всего в сталежелезобетонных мостах применяют сборные железобетонные плиты проезжей части, за рубежом чаще делают монолитные. Для бетонирования монолитной плиты необ­ходимы установка опалубки, производство арматурных работ на месте строительства, укладка бетонной смеси. Выполнение всех этих работ трудоемко, а уход за бетоном во время твердения сло­жен в климатических условиях большей части Советского Союза. Но монолитная плита обеспечивает надежную связь с упорами и хорошо работает в объединенном сечении.

Сборные железобетонные плиты позволяют значительно уско­рить темпы строительства, особенно в местностях с суровым кли­матом, но требуют дополнительных конструктивных мер для устройства упоров и объединения плит в продольном и попереч­ном направлениях. Чтобы можно было объединить плиты с балка­ми, в плитах устраивают окна в местах установки упоров, которые после монтажа плит заполняют бетоном (рис. 22.17, а). Продоль­ные и поперечные швы между сборными блоками плиттакжедолжны быть качественно заполнены бетоном.

Необходимо отметить, что стыки сборных плит и надежность работы упоров в окнах сборных плит являются слабым местом та­ких конструкций. Для улучшения связи сборных железобетонных плит с балками в последнее время все чаще применяют сварку (рис. 22.17, б, в, г). Возможна установка закладных деталейпокраям плит, приварка которых к поясу балки улучшает связь сборных плит с балками. Верхняя арматура плит в стыках в этом случае также сваривается.

В ряде мостов последних лет постройки применены петлевые гибкие упоры, приваренные к металлической обойме (см. рис. 22.17, в). Сборные плиты в такой конструкции изготовляют вместе с упорами, а при монтаже объединение выполняют сваркой листов обоймы с верхним поясом стальной балки. Удачным можно счи­тать решение, предложенное ЦНИИ «Проектстальконструкция», где ребристые железобетонные плиты имеют стальные диафрагмы, расположенные по осям балок (см. рис. 22.17, г) и заделанные в бетон ребер.

Объединение плит с балками делают на высокопрочных болтах с помощью уголков, крепящихся к диафрагмам плит. Удачно так же то, что поперечные стыки плит в данном случае выполняют с перевязкой арматуры и омоноличиванием шва.

Для более полного включения в работу сталежелезобетонных балок железобетонной плиты проезжей части, особенно в надопорных участках неразрезных балок, часто применяют искусственное регулирование усилий. В разрезных пролетных строениях возмож­но устройство временной опоры в середине пролета, опираясь на которую, можно домкратами придать стальным балкам выгиб вверх, т. е. создать в сечении стальных балок отрицательные мо­менты по всей длине. Затем укладывают и объединяют железобе­тонные плиты.