Пролетные строения со сплошными балками, страница 2

Разрезные пролетные строения со сплошной стенкой в автодо­рожных мостах обычно имеют высоту балок, равную 1/121/15 про­лета.

В сталежелезобетонных пролетных строениях, когда железобе­тонная плита проезжей части включается в работу стальных балок, высота балок может быть снижена до 1/15—1/20 пролета.

Высота неразрезных и консольных стальных балок при постоян­ной высоте обычно составляет 1/20—1/30 пролета.

Неразрезные балки со сплошной стенкой с переменной высотой и коробчатым сечением могут иметь очень небольшую высоту в се­редине пролета (до 1/60 пролета). Наименьшие высоты в середине пролета обычно получаются при навесном способе монтажа с двух сторон с замыканием пролетного строения в середине пролетов.

Высота неразрезных балок с переменной высотой над опора­ми Н обычно в 1,3—1,8 и более раза больше высоты в пролете h.

22.6. Типы поперечных сечений пролетных строений

В мостах со сплошной стенкой применяют два основных типа сечения: с двутавровыми главными балками и коробча­тыми.

Вид поперечного сечения пролетного строения, а также коли­чество главных балок в нем в значительной степени зависят от перекрываемых пролетов и ширины проезжей части. Но также конструкция поперечного сечения зависит и от конструкции плиты проезжей части. В настоящее время в основном проектируют ме­таллические мосты с железобетонной или стальной ортотропной плитой проезжей части. Железобетонную плиту проезжей части в современных мостах практически всегда включают в рабо­ту главных балок, особенно в зоне положительных моментов, где плита проезжей части оказывается в сжатой зоне сечения.

В мостах с железобетонной плитой проезжей части вид попереч­ного сечения в значительной степени определяется разумным про­летом плиты (2-6 м).

Исходя из стремления уменьшить нагрузку от веса железобе­тонной плиты проезжей части и упрощения конструкции часто в проектах принимали расстояние между главными балками 2-3,5 м, что соответствует рациональному пролету железобетонной плиты (рис. 22.10, а, з). В такой конструкции поперечного сечения плита может быть оперта прямо на главные балки, а высота балок принята относительно небольшой, так как постоянная и вре­менная нагрузки распределяются на большое количество балок. Но если строительная высота пролетного строения не ограничена, а ширина проезжей части не очень велика, устраивают поперечное сечение с двумя главными балками с опиранием плиты только на главные балки (рис. 22.10, б). Расстояние между главными бал­ками в таком типе поперечного сечения обычно не превышает 6 м.

При большей ширине проезжей части, если в сечение входят только две главные балки, для уменьшения пролета, а значит, и толщины железобетонной плиты проезжей части устраивают ба­лочную клетку (рис. 22.10. а, г). Расстояние между главны­ми балками в этом случае зависит от количества продольных балок в поперечном сечении. Пролет плиты в таких конструкциях не превышает 3,5 м, поэтому расстояние между главными балками при одной продольной балке обычно составляет 6—7 м, а при не­скольких соответственно увеличивается.

Поперечные сечения с двумя главными балками становятся более эффективными с увеличением перекрываемых пролетов.

Возможно опирание плиты проезжей части не только на про­дольные элементы поперечного сечения, но и на поперечные балки (см. рис. 22.10, з). При достаточно часто расположенных поперечных балках в такой конструкции плита работает как опер­тая по контуру, что позволяет уменьшить ее толщину.

В последние десятилетия все чаще мосты с железобетонной плитой проезжей части делают с коробчатыми балками. Ко­робчатые балки хорошо сопротивляются кручению и более равно­мерно, чем двутавровые, распределяют временную нагрузку, что обычно позволяет уменьшить строительную высоту сечения.