Пролетные строения со сплошными балками, страница 15

Висячие и вантовые мосты

Большинство современных висячих мостов имеет неразрезную балку жесткости (рис. 27.3, ж, з). При этом распор может быть пе­редан на грунт — внешне распорная система (рис. 27.3, а—ж) или на балку жесткости — внешне безраспорная система (рис. 27.3, з). Мосты с полностью воспринятым распором требуют больших за­трат металла на балку жесткости и поэтому применяются реже.

Пилоны висячих мостов и общая компоновка поперечного сече­ния моста имеют несколько характерных схем. Используют в попе­речном виде моста одностоечные пилоны (рис. 27.4, а). В этом слу­чае ванты или подвески висячего моста поддерживают балку жест­кости в срединной плоскости. Распределение усилий поперек мос­та осуществляется через мощные поперечные балки, к которым и крепят ванты или подвески. Чаще применяют П-образные пилоны (рис. 27.4, б). При такой конструкции пилонов обычно устраивают две плоскости вантов или два кабеля в висячих мостах, а ванты или подвески крепят к продольным балкам жесткости, на которые опи­рается конструкция проезжей части.

Достаточно часто из архитектурных соображений устраивают А-образные пилоны (рис. 27.4, в, г). Ширина пилона в уровне вер­ха промежуточной опоры при этой конструкции становится очень большой (см. рис. 27.4, в). Иногда для стоек пилона даже делают раздельные опоры. Поэтому в отдельных случаях А-образные пи­лоны выполняют с переломом стоек в уровне низа балок жесткос­ти (см. рис. 27.4, г), что позволяет значительно уменьшить разме­ры опор, но усложняет конструкцию пилона. А-образные пилоны обладают высокой поперечной жесткостью. Ванты или главные ка­бели в случае применения А-образных пилонов располагают в двух наклонных плоскостях (см. рис. 27.4, в) или в одной плоскости (см. рис. 27.4, г).

Наклонные ванты или главный кабель увеличивают попереч­ную жесткость пролетного строения. Размещение их в одной плоскости создает хороший архитектурный вид моста, но ухудшает ус­ловия работы балки жесткости на кручение. Поэтому, если выби­рают схему моста с одной плоскостью вантов, применяют обычно коробчатые сечения балок жесткости, хорошо воспринимающие кручение. В очень широких мостах возможно применение двух вер­тикальных раздельных пилонов в поперечном сечении (рис. 27.4, д). Такое решение улучшает вид моста, но работа пилонов в этом слу­чае осложняется.

Особенности конструкции вантовых и висячих мостов

Конструктивно вантовые и висячие мосты имеют много общего. Балки жесткости их сплошностенчатые или выполнены в виде ферм. Почти всегда балки жесткости имеют на всей длине пролета по­стоянную высоту. Обычно они состоят из двух или нескольких про­дольных балок двутаврового сечения при небольших для висячих мостов пролетах. При больших пролетах устраивают коробчатые балки жесткости или фермы. Конструкции как сплошностенчатых балок, так и ферм вантовых и висячих мостов полностью аналогич­ны конструкциям балочных мостов.

В зависимости от размещения вантов или главного кабеля в по­перечном сечении балки жесткости можно разделить на две груп­пы: с передачей усилий от вантов или кабеля на жесткие попереч­ные балки и опиранием на них системы продольных балок (рис. 27.5, б, в) и с закреплением вантов и подвесок висячих мос­тов на продольных балках и опиранием на них несущих конструк­ций проезжей части (рис. 27.5, а). Жесткие поперечные балки в мостах больших пролетов делают сквозной конструкции (см. рис. 27.5, б). При небольшой высоте главных балок возможно уст­ройство сплошностенчатых поперечных балок, воспринимающих усилия вантов.

Крепление вантов к балкам жесткости выполняют, разделяя ванты на отдельные канаты и закрепляя их на траверсах (рис. 27.5, г) или выступах, прикрепленных к балкам.

Подвески висячих мостов делают из проволочных канатов или круглого проката. Опирание их на главный кабель и крепеж к балке жесткости может быть выполнен с помощью стяжных хому­тов (рис. 27.5, д), к фасонкам которых их прикрепляют шарнирно (рис. 27.5, е).