Пролетные строения со сплошными балками, страница 11

В общем, можно отметить, что высокая прочность современных сталей, хорошее восприятие всевозможных усилий, возникающих в конструкциях мостов, делают рациональным применение метал­ла при перекрытии пролетов мостов широкого диапазона с исполь­зованием самых разнообразных систем. Весьма важно для проекти­рования мостов отношение прочностных показателей к плотности материала, которое в значительной степени характеризует долю несущей способности конструкций моста, расходуемую на восприя­тие постоянной нагрузки. Чем выше это отношение, тем меньшая часть несущей способности идет на работу от постоянных нагрузок и больше остается для восприятия полезной временной нагрузки. Из всех перечисленных выше материалов, применяемых в мосто­строении, лучшие показатели такого отношения имеют металлы. Вместе с высокой прочностью металлов это свойство определяет применение металлических пролетных строений при перекрытии самых больших пролетов. Очень важны и технологические качества металлических мостов. Индустриальность изготовления и монтажа металлических конструкций выгодно отличает металлические мосты от всех других видов мостов. Элементы металлических пролетных строений полностью изготовляют на заводах и крупными блоками перевозят на место строительства. На строительной площадке обычно производят укрупнительную сборку конструкций и затем перекрывают препятствия металлическими пролетными строениями в самые короткие сроки, используя такие методы возведения, как навесная сборка и продольная подвижка. В ряде случаев готовые пролетные строения доставляют к месту установки па опоры на плаву. Практически все работы при возведении металлических мос­тов могут осуществляться без устройства подмостей, а в большин­стве случаев и без устройства дополнительных промежуточных опор.

По расходам на эксплуатацию и по долговечности металличес­кие мосты имеют большие преимущества перед деревянными, практически не уступают железобетонным и проигрывают только каменным мостам, расходы па эксплуатацию которых очень ма­лы, а долговечность измеряется столетиями.

Главным недостатком строительных сталей можно считать кор­розию (ржавление). Под воздействием влаги, сернистых газов и других вредных соединений металл быстро коррозирует. В ме­таллических мостах все конструкции для защиты от коррозии пе­риодически окрашивают. Но в настоящее время имеются стали, которые не требуют окраски для защиты от коррозии. Эти стали (например, сталь типа кортен) под воздействием воздуха и вред­ных примесей в нем покрываются тонким слоем окислов, которые в дальнейшем защищают металла конструкций от коррозии.

Развитие сети автомобильных дорог требует строительства и реконструкции большого количества мостов, в том числе и через большие водные препятствия. Учитывая заметные преимущества металлических мостов, особенно при перекрытии больших проле­тов, возрастающий выпуск высокопрочных строительных сталей, можно считать, что строительство металлических мостов, в том числе и автодорожных, будет неуклонно расширяться. Увеличение строительства металлических мостов определяется также необхо­димостью возведения мостов в отдаленных и труднодоступных районах нашей страны с суровым климатом, где постройка желе­зобетонных мостов затруднительна.

 Опорные части балочных мостов

В соответствии с теоретической схемой опорных закреплений балок для металлических мостов балочных систем применяют неподвижные и подвижные опорные части (рис. 24.11, а, б). Опорные части передают на опоры давления пролетных строений моста. Неподвижные опорные части обеспечивают углы поворота опорных сечений пролетного строения и противодействуют гори­зонтальным (продольным и поперечным) перемещениям пролетных строений (рис. 24.11, а). Соответственно они передают на опо­ры как вертикальные, так и горизонтальные силы. Если давления пролетного строения велики, то неподвижные части состоят из верхнего и нижнего балансиров и шарнира, обыч­но цилиндрического (рис. 24.11, с).