Пролетные строения со сплошными балками, страница 6

При изготовлении на заводе конструкции пролетных строений разбивают на монтажные блоки. В пролетных строениях со сплош­ной стенкой эти блоки обычно имеют длину до 21 м, что определя­ется в основном возможностями перевозки железнодорожным транспортом. Ширину монтажных блоков также в большинстве случаев назначают в соответствии с габаритными требованиями на железных дорогах. Толщину блоков обычно делают небольшой для большего удобства перевозки и монтажных работ. Так как прокат имеет ограниченные размеры по длине и ширине, завод при изготовлении монтажных блоков устраивает заводские стыки в соответствии с имеющимся на заводе прокатом. В современных сварных конструкциях все заводские стыки делают сварными. При этом завод гарантирует равнопрочность стыка и основного металла. Поэтому при проектировании не рассматривают завод­ские стыки. Монтажные стыки, которыми соединяют блоки заводского изго­товления на строительной площадке, должны перекрывать все эле­менты сечения пролетного строения. Их конструкция должна обес­печивать прочность соединения, а также быть удобной при мон­таже.

В клепаных конструкциях монтажные стыки выполняли на за­клепках. Их конструкция была достаточно сложной и требовала соблюдения ряда правил. В современных сварных мостах монтаж­ные стыки выполняют на высокопрочных болтах или на сварке. Пока соединения с применением монтажной сварки делают реже, чем фрикционные соединения на высокопрочных болтах. Это объясняется трудностью обеспечения требуемого качества сварки на монтаже, особенно при плохих климатических условиях (ветер, дождь, мороз).

Конструкция и порядок выполнения сварного монтажного сты­ка (рис. 22.14, а) должны учитывать использование сварочных ав­томатов. Сначала с применением автоматической сварки делают шов 1 нижнего пояса балки. Для обеспечения свободного движения сварочного автомата по нижнему поясу в стенке делают проем. Затем в проем стенки вставляют лист и сваривают автоматом с вертикальным движением швы 2 и 3. В верхнем поясе также в это время существует проем для прохода сварочного автомата. Далее устанавливают в проеме верхнего пояса стыковой лист и выполняют швы 4 и 5. После этого делают поясные швы 6 и 7.

Чаще всего в сварных балках устраивают монтажные швы с передачей усилий через трение (фрикционное соединение) на вы­сокопрочных болтах. В таких соединениях силы трения, достаточ­ные для передачи усилий в стыке, создают за счет обжатия стыка болтами из высокопрочной стали.

Монтажные стыки на высокопрочных болтах перекрывают на­кладками. Вертикальную стенку перекрывают накладками с двух сторон, а стык листов поясов односторонними или двухсторонними накладками (рис. 22.14, б). В районе стыка сварочное сечение по­лучает ослабление отверстиями для болтов, которое не предусма­тривается при подборе сечений балок. Поэтому около монтажных швов часто устраивают компенсаторы (см. рис. 22.14, б, в, г). Ком­пенсаторы должны создавать ослабленную отверстиями площадь сечения около стыка, равноценную сварным сечениям без ослабле­ний. Утолщение поясных листов около стыков (компенсаторы) осу­ществляют или наваркой дополнительных листов на лист пояса (рис. 22.14, в), или приваркой более толстого листа к поясу по концам монтажного блока (см. рис. 22.14, б, г). Возможно устрой­ство стыка на высокопрочных болтах без компенсаторов в поясах, если стык расположен в сечении с достаточным запасом прочности, превышающим потери за счет создания отверстий для болтов.

Вертикальная стенка практически всегда не требует устройства компенсаторов, так как обычно се размеры назначаютиз условия устойчивости и по прочности она имеетвполне достаточные запасы.

22.8. Особенности конструкции балок сталежелезобетонных пролетных строений