Творческий путь Ивана Сергеевича Тургенева, страница 5

Цент романа – русская женщина, для которой идеал любви – идеал деятельной любви. Она не красавица. Вокруг Елены Стаховой целая вереница молодых людей, которые счастливы предложить ей руку, она выберет достойного. Елена выберет не просто полюбившегося человека, а героя истории, человека, нужного эпохе.

Рядом Шубин, талантливый скульптор, необыкновенно чуткий человек. Он понимает то, чего не понимают еще остальные. Но Елена не любит искусства. Берсеньев – человек науки, золотое сердце, очень близок по характеру философии к Тургеневу. Он считает, что жажда наслаждения разъединяет людей и задача человека поставить себя номером 2, а не первым. И он приведет человека, за которым есть право быть первым.

Рядом еще успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский, железный человек, деятельный, но его деятельность бессмысленна.

Инсаров, болгарский революционер, проще, менее интересен, в нем преимущественно личностное начало. Он не дал себе право на личную месть. Перед ним великая цель, внеличностная. Отсюда, чем прямолинейнее, проще, чем больше думает не о себе, тем больше это величие. Инсаров – единственный из героев Тургенева, которому даны рука и сердце героини, нет любовной трагедии. Сцена объяснения прямо противоположна  объяснению у Авдюхина пруда в «Рудине». Герой достоин героини, а катастрофа по другой причине. Всей системой романа Инсаров поставлен над всеми остальными героями как человек безусловной воли, невероятной силы личности, как человек, безусловно нужный истории, поэтому рука и сердце героини – ему.

Гамлеты более богаты, индивидуальны. Шубин дает 2 изображения Инсарова: античный герой и баран. Сила Инсарова – однолинейность. Инсаров велик только вместе с той задачей, которой он служит. Его заслуга – он сумел выбрать ее и подчинить ей себя. Так как он велик, он трагичен. По Тургеневу, природа враждебна к титанам. Он погибнет, ничего не сделав. Такая гибель у Тургенева может быть дана только титану, его враг – природа. (Такая же судьба героя перейдет в «Отцы и дети»).

«Накануне» кончается финалом, легендарным и неопределенным, ореол венчает Елену Стахову. Роман говорит о том, что России нужны свои Инсаровы. Инсаров как прогноз деятеля русского общества. Добролюбов этого прогноза не принял. Инсаров годится только для Болгарии, так как разные задачи, в России – борьба с внутренними врагами.

Отцы и дети. 1862

 «Современником» не принят, это не роман, а какая-то карикатура. Базаров не карикатура вообще, это очень сложная фигура, но некоторые черты сходства с Добролюбовым есть.

Это первый роман, который имел не успех, а скандал. Недовольство общее. Тем не менее этот роман – несомненная тургеневская вершина. Он теснейшим образом связан со временем, отразил атмосферу эпохи борьбы социальной и идеологической. Показал новый тип героя. В отличии от других романов остро драматичен, нет лирики – драма.

Базаров нарисован так, что авторское отношение не ясно, авторская позиция закрыта. Базаров – лицо любимое, приемлемое и одновременно не приемлемое для автора.

Смысл конфликта. Это не совсем конфликт поколений, а точнее социальный конфликт. С одной стороны, либералы-дворяне, а с другой – демократы-разночинцы. Но на него ложится и еще один конфликт. Конфликт поколений тоже присутствует, но не просто конфликт старших и младших, это конфликт исторических поколений. Конфликт поколения 40-х гг., когда дворянская интеллигенция была наиболее сознательной и ценной частью общества. Она продолжала претендовать на ту же роль и в 60-е. Поколение 60-х гг. – новые интеллигенты, разночинцы-демократы. Сталкиваются в вопросе, кто на первом месте.

Не случайно молодой Аркадий пытается быть с Базаровым, он хочет быть с новым поколением, но потом оказывается ближе к отцам.

Павел Петрович Кирсанов – человек во многом внешней жизни (красота, карьера). Но он личность и именно как личность он подвергается той каре природы, которой подвергается только личность (любовная трагедия). Павел Петрович – человек с определенной системой убеждений, она сказывается в спорах. Ссылки на английскую аристократию не случайны, он считает, что русская аристократия может и должна претендовать на ту же роль, которая есть у английской аристократии.