Творческий путь Ивана Сергеевича Тургенева, страница 2

В эпилоге приговор обвинительный и оправдательный одновременно. Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848г. И все же жизнь Рудина в романе не бесплодна. Его речи входят в душу разночинца Басистова, за которым угадывается поколение новых людей. Но оправдан как положительный герой  прошедшей эпохи, подразумевая, что новому времени требуется  новый герой.

Литература:

1.  Бялый Г. Тургенев и русский реализм // Бялый Г. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.

2.  Лебедев Ю.В. Книга века. О художественном мире «Записок охотника» И.С. Тургенева // Лебедев Ю.В. В середине века. – М., 1988.

3.  Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев // История русской литературы XIX века: Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1987.

4.  Лекции И.Л. Альми.

Дворянское гнездо. 1858

Имел наибольший успех. Это роман, о котором говорили с восхищением критики разных направлений (Чернышевский, Ап. Григорьев, П. Анненский, Салтыков-Щедрин, Достоевский).

В романе преобладает лирическое, поэтическое начало. Это связано с темой любви, музыкой и образом природы.

Особая постановка героя. Добролюбов заметил, что Тургенев «умел поставить Лаврецкого» так, что над ним неловко иронизировать. Образ во многом подготовлен фактами из биографии самого Тургенева. «Дворянское гнездо» - это последняя попытка Тургенева найти героя времени в дворянской среде.

Действие романа отнесено к началу 40-х г., но герой рассматривается с позиции конца 50-х. Эпоха 40-х годов – книжная, теоретическая мысль ломала и сокрушала факты, творила призрачные поступки и судьбы, была какая-то досадная «неготовность», «недоделанность». Конец 50-х годов – «настала эпоха чисто академическая, эпоха оглядки на самих себя, эпоха поверки требований жизни» (Ап. Григорьев). Поэтому суровый требовательный тон ложится на все повествование.

Лаврецкий – «лишний человек», но он, по замыслу Тургенева, высший образец этого типа. Это человек без претензий на роль вождя, лидера. Человек, который смотрит на себя очень трезво, ставит перед собой скромную жизненную задачу. Он очень сдержан, немногословен. Представляет как бы целое поколение людей и выступает не столько за себя лично, не столько как личность, сколько как звено в цепи поколений, в цепи дворянского рода. Речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, а об исторических судьбах целого сословия, последним представителем которого является герой.

Лаврецкого нельзя объяснить только биографией, нужна история рода, и в романе имеется такая родословная. Она дает судьбы дворянства, и Лаврецкий занимает свое место. То, что Лаврецкий получил в наследство от своих предков, во многом определило его психологию, взгляды, поведение, мировоззрение. На примере ряда поколений этой семьи Тургенев прослеживает, как постепенно дворянство утрачивает чувство близости к родине, единение с народом, как мельчают характеры. Для романа характерна резкая критика беспочвенничества, оторванности от родной среды, утрата национальных чувств. Все отрицательные персонажи наделены именно этой чертой – беспочвенничества.

Глубокое прошлое – родимое варварство – прадед, дед – жестокие, невежественные, но не ушедшие от народной почвы. Отец – первый этап в образовании дворянской интеллигенции. Его воспитывает столичная тетка на французском просветительстве, но понимает просветительство только поверхностно, и оно увело отца от родной почвы. Когда оказывается в родном гнезде, ему все дико. Влюбился в крестьянскую девушку и женился на ней (из любви к идеям). Прожил всю жизнь за границей.

В истории Федора Лаврецкого подчеркивается, как далеко он отошел от крепостнических традиций и как вместе с тем, как они воздействовали на него. Федор Лаврецкий – ребенок, не имеющий близких. Мать умерла, когда ему было 8 лет, отец дал ему невероятное теоретическое воспитание, которое отлучило его от всякой жизни вообще. Получил свободу только после смерти отца и не знал, с чего начать.