Творческий путь Ивана Сергеевича Тургенева, страница 4

 «Дворянское гнездо» – это роман отречения от собственных прав, герои отказываются от своих прав на счастье. Они считают, что должны уплатить за грехи своих отцов своими страданиями. И Лаврецкий будет оставшуюся жизнь честно выполнять свой долг, свою задачу, а Лиза уходит в монастырь, отрекаясь от мира вообще. Самоотречение воспринимается как единственный достойный ответ личности на путаницу жизни – такова философская мотивировка сделанного героями нравственного выбора.

Тургенев абсолютно сочувствует своему герою. Поступок Лизы вызывает противоречивые чувства. Полное отречение от мира не вызывает сочувствия, но сила духа заставляет преклоняться. Тургенев в религиозности Лизы ценит прежде всего способность к беззаветной решимости во имя того, в чем она видит свою правду и свой долг. Он ценит не столько содержание и направление ее мысли, сколько высоту и величие духа.

Но Тургенев осуждает аскетизм, религиозный фанатизм, отречение от земных радостей во имя исполнения религиозного долга. Тургенев показывает, как неудержимо тянется к счастью Лиза, как трагически она переживает разрыв с Лаврецким. Тургенев считает, что человеческие чувства, любовь естественны для человека. Для самой Лизы отказ от личного счастья, после того, как мелькнул его призрак, - это самоубийство сердца (Бялый).

У Тургенева двойственное отношение к этим людям: с одной стороны, жалость, он окрашивает их отношения элегической грустью, а с другой осуждает их пассивность.

Эпилог – это подведение итогов, и подводить итоги дано герою. Лаврецкий вновь оказывается в доме Калитиных через 8 лет. В доме шумит молодежь, радуются жизни, и Лаврецкий  смотрит на них как на новое поколение. Жизнь продолжается.

Итоги Лаврецкого. Есть странная противоречивость. Стыдиться ему нечего, он прожил остаток жизни с толком. Но испытывает чувство неудовлетворенности от своего дела, признавая свое дело бесполезным, а жизнь бесцельной: «Догорай, бесполезная жизнь». Эпилог подводит итоги, но остается намеренное умолчание, оно должно дать простор читательскому воображению.

Итак, финал дает главную тему – отречения. Люди почти добровольно отрекаются от своего счастья, так как оно казалось неэтичным, невозможным. В лице Лаврецкого дворянская интеллигенция отрекается от своих прав на первенство, так как считает, что их жизнь должна оплатить долги отцов. Жизнь Лаврецкого в частности и людей 40-х г. в целом. Должно начаться новое время, прийти новое поколение.

Тургенев считал, что кончился период дворянских гнезд, изолированной дворянской жизни, дворянской культуры. В них было много прекрасного, но было много и несправедливого. Дворянские гнезда обречены. Конечно, это иллюзии Тургенева, он думал, что дворяне добровольно уступят место людям других поколений.

Литература:

Альми.

Лебедев.

Маркович.

Мензорова.

Цейтлин.

Чалмаев.

В 60 г. выходит новый роман «Накануне» и одновременно статья «Гамлет и Дон Кихот». Тургенев соединяет 2 извечных человеческих полярных типа. В Гамлете главное – мысль, а в Дон Кихоте – воля. Гамлет – мыслитель (эгоист) и человек, больной параличом воли, индивидуалист, не способный к действию. В 40-е гг. Гамлет как бы соединяется с русским лишним человеком.

Дон Кихот – это изобретение самого Тургенева. Человек, по Тургеневу, бесконечно альтруистичен, безумен. Это значит, что он не в силах осмыслить действия и результаты действия. Но альтруизм заставляет его действовать по первому требованию, но осмыслить не в состоянии. По Тургеневу, есть эпохи, когда выдвигается одно начало, и есть, когда выдвигается другое. 40-е гг. – господство Гамлетов, 60-е гг. – господство Дон Кихотов. Хотя необходимы оба, так как один действует, а другой осмысляет.

«Накануне». В центре романа – Дон Кихот, который менее умен, менее интеллигентен и по человечески неинтересен, чем Гамлеты рядом с ним. Но новый Дон Кихот нужен истории, нужен России.