Разработка стратегии развития организации (на примере литейного предприятия «Центролит»), страница 2

1.  Корпоративная стратегия – стратегия для компании и сферы ее деятельности. Необходима для достижения целей на общем корпоративном уровне;

2.  Деловая стратегия – для определения каждого отдельного вида деятельности компании;

3.  Функциональная стратегия – для каждого функционального направления сферы деятельности;

4.  Операционная стратегия – более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов.

Стратегия нижнего уровня поддерживает и дополняет стратегию высшего уровня и делает свой вклад в достижении целей на высшем уровне, который охватывает компанию в целом.

2.  СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

Компании и управленцы по-разному выполняют задания с разработки стратегии. Существует 4 способа разработки стратегии:

1.  Главный стратегический подход – управленец отдельно выступает главным стратегом и воздействует на оценку состояния, на альтернативные стратегии и на детали стратегии.

2.  Подход «делегирования полномочий» - в этом случае ответственный управленец передает разработку стратегии другим. Такой стиль разработки стратегии имеет преимущество в том, что позволяет управляющему выбрать среди различных стратегических идей и дает возможность широкого участия и вклада со стороны управляющих всех уровней и регионов.

3.  Общий подход – это средний вариант между двумя предыдущими. Наибольшим преимуществом тут является то, что тот, кому поручено разрабатывать стратегию, должен ее осуществлять.

4.  Инициативный подход – управляющий отдельно не заинтересованный ни в разработке деталей стратегий, ни в возглавлении группы «генераторов идей» для разработки стратегии.

3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ФИРМЫ

3.1. Основные составляющие выбора стратегии

К основным составляющим, которые влияют на выбор стратегии, можно отнести:

&  Цели организации;

&  Размер организации;

&  Привлекательность рынка;

&  Стратегии конкурентов;

&  Состояние рынка и позиция организации в нем;

&  Конкурентные преимущества в организации;

&  Потенциал организации;

&  Особенности продукции;

&  Затраты на производство и сбыт продукции;

&  Финансовые ресурсы организации.

Просчитать все перечисленные составляющие при выборе стратегии практически невозможно. Наибольшее влияние при выборе стратегии имеют цели и финансовые ресурсы организации, приоритеты и интересы управляющего.

К составляющим, которые наиболее влияют на выбор стратегии (табл.1.) следует отнести цели организации, приоритеты и интересы высшего руководства.

Таблица 1.

Ценностные ориентации управляющих

Ориентации

Категории ценностей

Типы приоритетных целей организации

1

2

3

Теоретические

Истина, знания, рациональное мышление

Исследования и разработки

Экономические

Практичность, корыстность

Рост, прибыльность, результативность

Политические

Власть

Общий объем капитала и продаж, численность работающих

Социальные

Отношениями

Социальная ответственность

Эстетические

Гармония, формы и симметрия

Дизайн изделия, качество, привлекательность

Религиозные

Моральные нормы

Этика

Не менее важным составляющим является размер организации.

3.2.  Выбор стратегии для организаций, которые можно отнести к большому бизнесу

Выбор стратегии фирмы осуществляется управлением на основе анализа ключевых факторов, которые характеризуют состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализованных стратегий.

Состояние отрасли и позиции фирмы в отрасли чаще всего могут играть важную роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремится к максимальному использованию возможностей. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отраслей должны выбирать разные стратегии роста.