Передача информации в системах управления на транспорте. Роль средств связи в управлении транспортом. Основные виды связи, страница 7

Простейшим подключаемым устройством является телетайп типа Т-63, широко распространенный в АСУЖД. Он имеет клавиатуру, печатающее устройство, перфорационную приставку и трансмиттер. При передаче данных по телеграфному каналу со скоростью 50 Бод используется приставка ФКГ-Т50. Эта приставка представляет собой устройство защиты от ошибок — неотъемлемый элемент любого канала передачи данных. На передающей станции ФКГ осуществляет помехо­устойчивое кодирование, заключающееся в удлинении передаваемого 360-элементного сообщения добавлением к нему специально вырабаты­ваемых 12 контрольных элементов. Такое кодирование позволяет на приемной станции соответствующей проверкой установить возникнове­ние ошибок, если их число не превысило 12. Если ошибки не выявлены, сообщение передается получателю. При обнаружении ошибок на пере­дающую станцию посылается сигнал запроса на повторную передачу.

Абонентские пункты с большим объемом передаваемой и получае­мой информации подключаются через аппаратуру передачи данных АПД и могут работать со скоростями 600—1200 Бод. В этом случае для орга­низации связи необходим канал ТЧ. Эта аппаратура содержит модемы и устройство защиты от ошибок.

Оборудование мультиплексного канала представляет собой как бы оборудование многоканальной системы передачи, применяемой для образования каналов ТЧ или телеграфных. Различие здесь заключает­ся в том, что в то время, как каналы ТЧ систем передачи обладают одинаковыми характеристиками, оборудование мультиплексного канала позволяет подключить к нему источники и потребители, работающие с разными скоростями. Помимо этого, обеспечивающее многоканаль-ность оборудование имеется только с одной стороны линий связи.

Все большую роль в процессе управления производством и в жизни общества вообще играют информационные системы — системы, обес­печивающие связь в виде вопросов и ответов между людьми, которые могут быть разделены во времени и в пространстве. Это разделение пре­одолевается способностью информации к хранению и передаче. Основ­ными частями информационных систем являются банки данных, уст­ройства распределения информации и каналы связи.

Примером широко используемой на железнодорожном транспорте информационной системы является система учета и распределения мест в поездах «Экспресс-2» (рис. 1.20). Она связывает билетные кассы

 

Рис. 1.20

с управляющей ЭВМ, ведущей учет проданных билетов. Связь организу­ется по специально выделенным каналам действующей сети связи. Би­летные кассы (до 16 касс) подключаются через специальные коммутато­ры. На вокзалах, в помещениях центральных железнодорожных касс и в других местах, где сосредоточивается большое число билетных касс, применяются стойки переключений.

1.7. Цифровые системы передачи информации

Как было показано, многоканальные системы передачи К-60П, В-12 и др., образующие каналы ТЧ, составляют основу сети связи, исполь­зуемой для организации многих видов связи. Это системы с частотным разделением каналов, поскольку признаком, позволяющим разделить каналы, является использование ими различных неперекрывающихся полос частотного диапазона.

Возможно и широко применяется построение многоканальных сис­тем передачи с временным разделением каналов (ВРК). Принцип по­следнего поясняется рис. 1.21. В таких системах передачи наряду с временным разделением каналов аналоговые речевые сигналы преобра­зуются в дискретные (цифровые). Такие системы называют системами с импульсно-кодовой модуляцией (ИКМ), или циф­ровыми.

Понятие цифровая система передачи (ЦСП) шире понятия система передачи с ИКМ, так как в ней возможно применение нескольких видов преобразования аналоговых сигналов в дискретные. (например, дискре­тизация выборками, разностная и дельта-дискретизация). Подлежа­щий передаче аналоговый сигнал и (t) первоначально подвергается дискретизации — замене непрерывного сигнала последовательностью импульсов

Рис. 1.21

Рис. 1,22