Передача информации в системах управления на транспорте. Роль средств связи в управлении транспортом. Основные виды связи, страница 10

Для управления движением поездов на железнодорожных участках протяженностью 100—200 км из одного места одним лицом применяют­ся различные системы диспетчерской централизации (ДЦ), объединяю­щие функции телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС). Они обес­печивают возможность управления стрелками и сигналами станций участка, контроль за правильностью выполнения команд, функциони­рованием устройств централизации на станциях и автоблокировки на структурная схема частотной кодовой автоблокировки с наложением автоматической

Рис. 1.18

Системы ДЦ в целом достаточно сложны. За 50 лет их эксплуатации на дорогах страны они непрерывно совершенствуются. Рост скоростей поездов и напряженность графика движения требуют все больших скоростей передачи сигналов ТУ и ТС, повышения верности.

На рис. 1.18 приведена схема организации каналов передачи наибо­лее совершенной системы диспетчерской централизации «Луч». Сигна­лы ТУ в ней передаются по мере надобности (спорадически), а сигналы ТС — циклически: за 5—6 с контролируется состояние до 1840 объек­тов, число команд ТУ достигает 6400,

Для передачи сигналов ТУ используется относительная фазовая мо­дуляция, обеспечивающая высокую помехозащищенность. Из несущей частоты 500 Гц разделителями фаз РФ формируются три синусоидаль­ных напряжения, отличающиеся по фазе на 120°. Смена фаз в направ­лении ф1-ф2, ф2-ф3 или ф3 - ф1 соответствует передаче двоичного символа «1», а в обратном направлении «О». В приемных устройствах ТУ на линейных пунктах эти смены фаз распознаются фазовым дискрими­натором ФД.

Сигналы ТС с линейных пунктов передаются по каналам с использо­ванием частотной модуляции (таких каналов четыре) в диапазоне то­нальных частот, причем система их передачи аналогична рассмотрен­ной выше системе ЧДК, а приемники очень похожи на приемники сис­тем частотного телеграфирования.

Как и в описанной выше системе диспетчерского контроля, передача и прием сигналов ТС в частотных каналах происходят с временным их разделением распределителями Р. Синхронность работы распредели­телей на посту диспетчера и на линейных пунктах в пределах цикла обеспечивается высокостабильными тактовыми генераторами ТГ. После окончания цикла все распределители приходят в исходные положения и запускаются все одновременно специальным сигналом, передаваемым по каналу ТУ (на рис. 1.18 эта цепь не показана). На рис. 1.18М — мо­дулятор, К — кодер, ДМ — демодулятор, ДК — декодер.

3.  Основные определения: информация, сообщение, сигнал, помеха. Виды сообщений и сигналов в системах управления и связи на транспорте.        (стр. 5; 113-115).

Сведения, подлежащие сбору, хранению, передаче и обработке, на­зывают информацией. В более широком смысле информация— это содержание процессов отражения внешнего мира в сознании че­ловека. Конкретной формой существования информации является сообщение — совокупность знаков или состояний, служащих для передачи информации.

3.5. Основные модели и характеристики сообщений, сигналов-переносчиков и помех

Основные модели и характеристики сообщений. Различают следую­щие три вида реализаций сообщений (первичных сигналов): непре­рывные, импульсные, цифровые. Непрерывные сообще­ния обычно представляют собой реализацию случайных процессов, описываемых непрерывными функциями времени (например, напряже­ние на выходе микрофона). Частным случаем непрерывного сообщения является сообщение о непрерывных величинах. Импульсные сообщения представляют собой в общем случае последователь­ность импульсов со случайными моментами их возникновения и случай­ными параметрами (амплитудой, длительностью и пр.). В качестве ис­точников таких сообщений могут быть, например, индикаторы косми­ческих или других частиц, индикаторы свершения каких-либо собы­тий (например, срабатывания устройств блокировки и сигнализации и т. п.). Цифровые сообщения — это последовательность отдельных (дискретных) символов — букв или цифр (например, сооб­щение в виде телеграммы, команды на локомотив и т. п.).