Передача информации в системах управления на транспорте. Роль средств связи в управлении транспортом. Основные виды связи, страница 9

Рис. 1.16

автоблокировки с наложением автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН), здесь сигналы локомотивной сигнализации передаются по рельсовой цепи. Длина рельсовой цепи, ограниченной изолирующими стыками, может достигать 2,5 км.

У проходного светофора ПС1 находится шифратор (кодер), форми­рующий сигнал в зависимости от свободности или занятости блок-уча­стков, лежащих впереди по ходу поезда, и передающее устройство, со­держащее генераторы шести звуковых частот от 100 до 400 Гц (на схе­ме показаны два из них). Каждый сигнал состоит из двух частот. Кон­такты кодера переключают конденсаторы колебательных контуров гене­раторов и, изменяя их частоту, выполняют роль частотных модуля­торов. У предыдущего проходного светофора ПС2 находятся два прием­ника, состоящие из фильтров, усилителей и демодуляторов (в данном случае выпрямителей, детекторов огибающей). Сигнальные реле СР в зависимости от наличия или отсутствия одной из частот переключают огни светофора, осуществляя декодирование сигнала. Отсутствие обе­их частот приводит к загоранию запрещающего красного огня.

Наложение АЛСН осуществляется передачей в рельсовую цепь бо­лее разнообразных сигналов: шести сочетаний из шести частот по две с возможностью увеличения их числа до 10 и более. Эти сигналы воспринимаются из рельсовой цепи приемными катушками ПК, рас­положенными на локомотиве над рельсами, и поступают в такие же приемники, как и у проходного светофора, а декодер — дешифратор ДК, управляет огнями локомотивного светофора ЛС. Показания этого светофора несут для машиниста не только туже информацию, что и проходной светофор, но и дополнительную о состоянии впередилежащих блок-участков и необходимой скорости ведения поезда.

На железнодорожных участках, оборудованных автоблокировкой, широко применяется частотный диспетчерский контроль (ЧДК), упро­щенная схема которого приведена на рис. 1.17. Эта система позволяет контролировать участок, включающий в себя до 15 станций, до 32 дво­ичных объектов на каждой из них, в том числе до 15 блок-участков на прилегающих к станции перегонах. Дальность действия ЧДК по кабе­лю 180 км, по воздушной линии— 300 км, а с обходными цепями по ка­налам ТЧ практически не ограничена. Контроль осуществляется цик­лически (длительность цикла 14 с) с использованием бесконтактных распределителей Р, синхронно управляемых генератором тактовой частоты ГТ, помещаемым на граничной станции участка. Сигналы ГТ поступают на распределитель через приемники тактовых импульсов ПТ.

Для передачи сигналов используются 15 частот в диапазоне 300— 1550 Гц (здесь имеет место частотное разделение сигналов). У про­ходных светофоров на перегонах установлены генераторы с разными в пределах перегона частотами, включенные в цепь двойного снижения напряжения (ДСН) на лампах светофоров. Их питание включается при разрешающем показании светофора и выключается при запрещающем. На промежуточной станции эти сигналы принимаются узкополосными

Рис. 1.17

приемниками П1—П15, подаются на табло дежурного по станции и через распределитель на центральный пост на частоте, присвоенной этой станции. На той же частоте, туда же посылаются сигналы о состоя­нии объектов, находящихся на данной станции: входных и выходных светофоров, приемо-отправочных путей, стрелочных участков и т.п. Таким образом, здесь частотное разделение каналов совмещается с вре­менным разделением сигналов в канале. В системе ЧДК предусмотрена возможность обнаружения ряда повреждений в элементах перегонного оборудования и передачи сигналов о них с указанием адреса и характе­ра повреждения на прилегающую станцию. Соответствующие сигналы создаются прерыванием в разных ритмах тока, поступающего в линию от генератора, имеющегося у проходного светофора. На табло ДСП при этом мигает лампочка данного объекта.