Культура восточных славян в ХХ веке, страница 5

Выражая волю большинства белорусов, команда Лукашенко взяла курс на тесный союз с братской Россией. В государственных СМИ прекратились русофобские выпады, характерные для начала 1990-х гг. По результатам референдума 1995 г. русский язык был объявлен в Беларуси вторым государственным. В связи с этим антипрезидентская оппозиция обвинила Лукашенко в предательстве национальной идеи. Он же в ответ доказывал, что русский язык давно является полноценным языком белорусской культуры, в котором также живет душа нашего народа. А Пушкин и Гоголь, Есенин и Маяковский не менее близки белорусам, чем россиянам, и не менее понятны, чем Ф. Богушевич и Я. Купала.

Показательным примером того, что нынешнее руководство Беларуси старается действовать с опорой на традиции отечественной культуры, является конфессиональная политика. В 2002 г. была принята новая редакция Закона о свободе совести и религиозных организациях. Постулировав правовое равенство верующих всех конфессий и атеистов, Закон обозначил и факт неравноценности религий в смысле их влияния на историю и культуру Беларуси. Он выделил 5 наиболее укорененных в нашей стране вероисповедания, которые заслуживают особого к себе уважения: православие (80 % верующих), католицизм (14 % верующих), лютеранство, ислам и иудаизм. Некоторые пункты Закона создают определенные ограничения для быстрого и широкого распространения в Беларуси нетрадиционной религиозности. Закон был принят несмотря на ожесточенную критику оппозиции и давление извне. Власть твердо решила воспрепятствовать осуществлению мечты А. Гитлера о том, чтобы в каждом городе, в каждой деревне покоренного СССР имелась своя секта!

Речь здесь, конечно, идет о том, чтобы сохранить культурное ядро нашего общества, его духовное единство, от уже наметившегося окончательного распада. Без соблюдения этого условия невозможно добиться устойчивого развития страны и предупредить повторение катастрофической «перестройки». Сознавая это, президент поручил ученым-обществоведам сформулировать белорусскую национальную идеологию, но так, чтобы она не казалась чем-то схоластичным и вымученным, а выражала фундаментальные ценности и многовековые устремления белорусского народа. Задача эта сложна и в настоящий момент еще находится в стадии своего решения.

Можно долго перечислять конкретные меры, предпринятые за последние годы для придания нашей культуре современной динамики, для укрепления ее авторитета. Так, в 2000 – 2005 гг. в 1,5 раза выросли расходы государства на образование, достигнув в 2005 г. 6,6 % ВВП (доля больше, чем в США и Германии). Начиная с 1995 г. вдвое увеличилось число белорусских студентов. Действует государственная программа поддержки молодых талантов. Беларусь стала одним из центров международного фестивального движения, «Славянский базар» является крупнейшим фестивалем искусств на территории бывшего СССР. Белорусским певцам и музыкантам отдано 75 % отечественного теле- и радио-эфира. К началу 2006 г. в Беларуси реставрировалось свыше 300 историко-культурных объектов, больше, чем за все 1970 – 1990-е гг. В 2006 г. был завершен амбициозный проект строительства «Алмаза знаний» - суперсовременного здания Национальной библиотеки. Началось осуществление еще одного дерзкого замысла – создания Белорусского парка высоких технологий, который призван послужить мощным ускорителем научно-технического развития нашей страны.

Итак, многое сделано, многое намечено сделать. Если бы только белорусскому народу хватило времени и терпения выполнить эту работу самому! Если бы та молодежь, которая пока сидит за партами, успела занять свое место в рядах творцов и блюстителей отечественной культуры!