Культура восточных славян в ХХ веке, страница 4

Заметно усилилось влияние религий – и не только традиционных, но и новых, недавно возникших или импортированных. Так, в Беларуси за последние 20 лет доля верующих в общем составе населения увеличилась в 3 раза и достигла 45 – 50 %. В настоящий момент в стране зарегистрировано 25 конфессий (в 1988 г. их было 8). Помимо отказа государства от репрессивной политики в отношении верующих это объясняется и стремлением многих людей заполнить образовавшийся в их жизни «духовный вакуум».

Названные процессы являются взаимосвязанными и имеют очень неоднозначный характер. В целом они свидетельствуют о глубоком кризисе, который переживает русская (восточнославянская, евразийская) цивилизация. У нее сейчас нет авторитетного центра собирания сил, ее не объединяют ни Киев, ни Москва, ни Русская Православная Церковь, ни коммунистическая партия, ни Российская империя, ни Советский Союз. Ее традиционные ценности и идеалы поставлены под сомнение, критики успели прилепить к ним ярлыки «рабских», «тоталитарных», «варварских». Нарушена связь поколений, люди, выигравшие Великую Отечественную войну, и их правнуки говорят уже на разных языках. Современные русские, белорусские, украинские школьники хотели бы походить на своих западноевропейских и американских сверстников, уроки жизни они, скорее, берут у «звезд» Голливуда, чем у М. Шолохова или Я. Коласа. Славяне элементарно вымирают, им все интереснее заниматься «безопасным сексом», все тяжелее рожать и воспитывать детей. И все это происходит в мире, где, по сути, сложилась глобальная западнистская империя, где никого не оставят в покое, а будут упорно менять в удобную для хозяев этой империи сторону.

4. Получив в 1991 г. полный государственный суверенитет, Беларусь смогла самостоятельно определять цели и направления своей культурной политики. К тому времени в стране уже несколько лет набирало силу движение за белорусское национально-культурное Возрождение. В нем принимали участие В. Быков, Н. Гилевич и многие другие известные деятели отечественной культуры. Оно было представлено целым рядом больших и малых общественных объединений, среди которых: Общество белорусского языка имени Ф. Скорины, «Погоня», «Талака», «Тутейшие» и т. д. Его политическим отрядом выступил Белорусский народный фронт (БНФ). Во многом под влиянием этого движения были приняты Закон о языках в Беларуси (1990 г.) и Закон о культуре (1991 г.). Согласно первому закону белорусский язык получал в республике статус единственного  государственного языка. Второй же закон гарантировал свободу творчества, плюрализм культурной жизни, приоритет условий для развития белорусской национальной культуры, ориентацию на общечеловеческие ценности.

К сожалению, идеи белорусского национально-культурного Возрождения изначально переплелись с воинствующим антисоветизмом и обросли антироссийской риторикой. Вожди БНФ сделали ставку на союз с Западом против «восточной колониальной империи» и на проведения весьма болезненных для общества реформ (отказ от плановой экономики и колхозов, приватизация и т. д.). Их требование резко ограничить сферу применения русского языка основной массе белорусов казалось надуманным и чрезмерным. Притом, что большую часть верующих Беларуси составляли православные, признающие своим церковным центром Московскую Патриархию, БНФ выступил за восстановление униатства и размежевание с Русской Церковью. Все это сужало круг сторонников белорусского Возрождения и ухудшало его перспективы.

В 1994 г. на первых в стране президентских выборах с большим отрывом победил А. Лукашенко (был переизбран президентом в 2001 г. и в 2006 г.). Он позиционировал себя в роли защитника ценностей восточнославянской цивилизации, а также хранителя и обновителя того лучшего, что было создано в советский период. В основу своей внутренней политики А. Лукашенко положил традиционный для нашей культуры взгляд на общество как на большую семью, все члены которой связаны отношениями взаимной заботы и ответственности. Рыночная «шокотерапия» и западная модель либеральной демократии были отвергнуты во имя народного единства. За ярко выраженный патерналистский стиль руководства Лукашенко в Беларуси прозвали «батькой», а на Западе – «последним европейским диктатором».