Культура восточных славян в ХХ веке

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА 15. КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В ХХ В.

  1. Культура советской эпохи
  2. Основные этапы становления и гибели советской культуры
  3. Пути развития и перспективы постсоветской культуры
  4. Культура суверенной  Беларуси

1.В 1917 г. в России произошли две революции – Февральская буржуазно-демократическая, которая уничтожила русскую монархию, и Октябрьская социалистическая, которая привела к власти партию большевиков (коммунистов) во главе с В. И. Лениным. Первая революция явилась попыткой установить в России западную систему ценностей, основанную на индивидуализме и конкуренции, культе наживы и  европоцентризме. Вторая же революция эту систему ценностей решительно отрицала. Большевики вдохновлялись идеей построения коммунизма – всепланетного общества братской солидарности трудящихся людей. И хотя свой идеал они выводили из учения западного теоретика К. Маркса, нельзя не признать, что он был созвучен некоторым важным установкам традиционной русской культуры, сформировавшимся под влиянием жизни в общине и православного воспитания. Недаром Октябрьскую революцию приветствовали такие тонко чувствовавшие и национально мыслящие русские поэты, как А. Блок и С. Есенин, Н. Клюев и В. Хлебников. А вот на Западе большевиков обвинили в славянофильстве (!) и даже в «азиатизации России».

Некоторые критики объясняли победу Октябрьской революции тем, что большевики воззвали к худшим сторонам русского народа – к массовому невежеству и анархичности, к отсутствию развитых понятий о чести и достоинстве, к бесплодному прожектерству… Короче говоря, большевики разбудили и возглавили народную дикость. Об этом, например, талантливо и зло писал И. Бунин в своих «Окаянных днях» (1918 - 1919). Но другой замечательный русский писатель, М. Пришвин, который был антикоммунистом, но в отличие от Бунина не покинул послереволюционную Россию, утверждал обратное. В дневниковых записях, опубликованных уже в конце ХХ в., он признавал, что большевики предпринимали чрезвычайные усилия, чтобы дисциплинировать и цивилизовать восставший народ, побороть в нем бескультурье. Обе эти точки зрения можно подкрепить фактами и указать, с одной стороны, на уничтожение памятников и архивов, репрессии против «буржуазной интеллигенции» и «реакционного духовенства», а, с другой стороны, - на создание десятков новых НИИ и тысяч школ еще в условиях ожесточенной гражданской войны (1918 - 1922). Все это были разные грани единого драматического процесса - рождения советского общества и соответствующей ему культуры. (Советами назывались органы власти, возникшие в ходе революции, а с 1922 г. все огромное многонациональное государство, возникшее на месте бывшей Российской империи, будет именоваться СССР – Союз Советских Социалистических Республик).

«Фронт культурного строительства» изначально являлся одним из приоритетных направлений в политике Советского государства. На нем был поставлен и методично решался ряд взаимосвязанных задач:

- во-первых, в короткий срок ликвидировать безграмотность и малограмотность большей части населения страны, а в перспективе создать условия для того, чтобы широкие народные массы могли подняться к высотам научного познания и художественного творчества;

- во-вторых, обеспечить относительную культурную однородность советского общества, снять те сословно-классовые и национальные барьеры в культуре, которые раскалывали дореволюционную Россию;

- в-третьих, сформировать массовый слой интеллигенции, которая в отличие от досоветской не будет отчуждена от своего народа и своего государства;

- в- четвертых, воспитать в советских гражданах «пламенную приверженность коммунистической идее», заложить в них «основы коммунистической нравственности».

Не во всем, но во многом эти задачи удалось решить. Благодаря этому, например, была достигнута победа СССР в Великой Отечественной войне. Столкнувшись с советскими людьми, гитлеровские захватчики были поражены тем, что они – при всей скудости быта и отсутствии «европейского лоска» - имеют высокий общий уровень образования, способны быстро овладевать сложными технологиями, проявляют национальную сплоченность и «коммунистический фанатизм». В послевоенные десятилетия СССР считался одной из двух супердержав (наряду с США) не только из-за размеров своей территории и армии, но и по признаку культурной высокоразвитости. Он обладал «самым читающим населением», массовой школой, дающей чрезвычайно разностороннее и творческое образование, стройной эффективной научной системой, демократичным и жизнеутверждающим искусством, тесно связанным с отечественной и мировой классикой.

Но советская культура, рожденная в муках революции, мужавшая в изнурительные времена индустриализации и коллективизации, обретавшая свое лицо в условиях острой конфронтации с капиталистическим Западом, была полна существенных противоречий, которые, накапливаясь, подвели ее к тяжелому кризису 1980-х гг.

2.Выделим основные этапы в развитии советской культуры.

Похожие материалы

Информация о работе