Культура восточных славян в ХХ веке, страница 2

1920 –е гг. – время революционной романтики, когда особенно громко звучали голоса тех, кто предлагал начать историю страны «с чистого листа» (яркий пример подобных настроений – творчество поэта В. Маяковского). Ожесточенным нападкам подвергалась т.н. «буржуазно-помещичья», «кулацкая» и «поповская» культура – «наследие рабского прошлого». Негативное значение имел тот факт, что немалая часть дореволюционной интеллигенции в годы гражданской войны либо погибла, либо эмигрировала, либо встала в глухую оппозицию Советской власти. Это, конечно, усугубляло  кризис культурной преемственности эпох и поколений. Наблюдалось очень смелое экспериментирование в области искусства и образования, хотя свобода творчества уже испытывала давление идеологического пресса. В данный период весьма либеральной сделалась половая мораль, так что серьезно дебатировался вопрос об отмирании института семьи и общественном воспитании детей. В Беларуси (БССР) проводилась политика «белоруссизации», затронувшая и учреждения культуры.

1930-е – нач. 1950-х гг. – период т.н. «сталинизма», жесткого политического режима с культом личности непогрешимого вождя, И.В. Сталина. «Сталинизм» сформировался в условиях интенсивной подготовки к мировой войне и острой  борьбы внутри коммунистической партии. По стране прокатились репрессии против реальных и мнимых врагов Советской власти. Их жертвами стали и многие видные деятели культуры, например, ученый-биолог Н. Вавилов, религиозный философ и ученый П. Флоренский, поэт О. Мандельштам, в Беларуси – писатель М. Горецкий, драматург и режиссер В. Голубок и др. Но в этот же период прекратилось огульное очернение дореволюционной истории и усилилось патриотическое воспитание. Стали активнее изучаться и пропагандироваться отечественная классика и народное искусство. Предпринимались меры по укреплению института семьи, авторитета родителей и учителей. В годы Великой Отечественной войны произошла относительная нормализация церковно-государственных отношений. Этот изгиб сталинской политики порой называют «национал-большевизмом».

Середина 1950-х – середина 1960-х – пора «хрущевской оттепели» (Н.С. Хрущев занимал пост первого секретаря ЦК КПСС). Поверхностная критика «сталинизма» и расширение культурных связей с Западом вызвала в обществе, прежде всего у интеллигенции, приступ сомнений в правильности пути, по которому шла страна начиная с 1917 г. Среди усомнившихся началось старое, еще дореволюционное размежевание на «западников» и «славянофилов». Кумирами первых стали поэты Е. Евтушенко и А. Вознесенский, писатель В. Аксенов, скульптор Э. Неизвестный. Позиция вторых выражалась в творчестве писателей В. Распутина и В. Шукшина, поэта Н. Рубцова.  Власть же делала попытки реанимировать революционный энтузиазм 1920-х гг., в т.ч. путем нового нагнетания антирелигиозной истерии. Очень кстати для нее пришлись успехи советской науки, главным образом, в освоении атомной энергии и ракетно-космических технологий.

Середина 1960 – середина 1980 гг. – период стабилизации (критики говорят: «застоя») советского общества и культуры. В тени их грандиозных достижений скопилось немало серьезных проблем и противоречий, грозивших выйти на первый план, и вот лишь некоторые из них. Советская культура поддерживала в людях, своих носителях, такой уровень жизненных притязаний, который советская действительность не могла вполне удовлетворить. Так, людям  бесплатно предоставлялось весьма разностороннее образование, но слишком многие ощущали его невостребованность. Советская школа учила думать самостоятельно и на хорошем научном уровне, однако вокруг ее выпускников множились «зоны умолчания», темы, закрытые для критики. Людей призывали к творчеству и одновременно угнетали его бюрократическими препонами и идеологической цензурой. Власть сама провозглашала те высокие  нравственные образцы («моральный кодекс строителя коммунизма»), в свете которых ее действия часто казались безобразными и возмутительными. В обществе официально насаждалась философия безбожного материализма, постулирующая ценность исключительно земной жизни, и при этом звучали призывы пожертвовать своим личным благополучием во имя чужого и далекого «светлого будущего»… Все это провоцировало рост недовольства, особенно в среде интеллигенции и молодежи. Показательными были распространение неподцензурной культуры, ориентированной на западные ценности (антисоветского «самиздата», художественного «андеграунда»), и популярность  деятелей, прямо или косвенно оппозиционных «системе», типа ученого А. Сахарова, писателя А. Солженицына, поэтов и певцов Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого.