Культура восточных славян в ХХ веке, страница 3

В середине 1980-х гг. верхушка коммунистической партии во главе с М. С. Горбачевым начала политику «перестройки» советского общества, фактически -  его уничтожения. Помимо беспринципных чиновников и бандитов «перестройку» наиболее активно поддержала интеллигенция. На советских граждан обрушился поток книг и статей, художественных фильмов и телепередач, которые поносили «химеру коммунизма», «советскую империю», «психологию и мораль совков». В Беларуси, например, на этом поприще подвизались маститые литераторы В. Быков, А. Адамович, С. Алексиевич. Это была самая настоящая «культурная война», к тому же направляемая и финансируемая врагами СССР на Западе. Она оказалась чрезвычайно успешной. Массы людей впали в состояние «культурного шока», став безвольными свидетелями и бессмысленными соучастниками разрушения своей страны.

3. С начала 1990-х гг. в славянских республиках бывшего СССР разворачивались сходные процессы, охватывающие культурную сферу.

Ослаб (кто-то скажет: видоизменился, приобрел более скрытые формы) партийно-государственный контроль над культурной жизнью, характерный для советского периода. Культура стала более плюралистичной и мозаичной, возникла «демократия шума» - как на Западе. Типичная картина наших дней: писатели, ученые, философы свободно обсуждают острые социальные проблемы, предлагая взаимоисключающие оценки и рецепты их решения; по телевизору церковную проповедь сменяет пошлый юмор или садистский фильм; в книжном магазине недалеко от классики стоят словари блатного жаргона, рядом с научными монографиями  лежат пособия по магии и гороскопы…

Сократилось государственное финансирование учреждений культуры (школ, НИИ, музеев, театров…), вследствие чего многие из них захирели или даже исчезли. Множество ученых и деятелей искусства в поисках лучших условий труда и жизни эмигрировали или вообще забросили свои профессии. Культура встала на путь коммерциализации и подчинения «цензуре рынка», соответственно выросла доля массовой культуры.

Продолжилась ожесточенная критика недавнего советского прошлого, принимающая порой совершенно вздорный и нигилистический характер («Не было ни особых достижений, ни порядочных героев! Всех талантливых и думающих уничтожили, воспитали поколения рабов с «собачьими сердцами»!» и т. д.). Болезненной реакцией на крайности антисоветизма стало распространение националистических настроений. Появился целый массив литературы, разоблачающей происки евреев (москалей, черных, американцев…), которые погубили любимую Россию (Украину, Беларусь).

Интенсивнее стали культурные контакты с теми странами, с которыми у СССР шла «холодная война». Массы людей успели «заразиться» - через СМИ, искусство, школу, туризм, торговлю, рекламу – западными потребностями и ценностями, многие из которых в принципе несовместимы с восточнославянскими традициями и условиями жизни. Например, наше участие в гонке потребления, развязанной Западом, предполагает забвение и православной морали, и мудрости народных пословиц и сказок, и уроков Толстого с Достоевским, а также готовность «проесть» будущее уже ближайших поколений.

Постсоветское общество претерпело колоссальную дифференциацию в плане культурных возможностей и приоритетов. И по этой линии пробежал разлом, условно говоря, между «старыми» и «новыми русскими», между «совками» и «демократами», между просто людьми и людьми «крутыми».

Значительная часть населения продолжала находиться в состоянии мировоззренческой дезориентации, вызванной «катостройкой». Массы людей не понимают, что происходит с их страной, ради чего и как им следует жить. Это является одной из главных причин разрастания пьянства и наркомании, бессмысленного насилия и вандализма, высокой смертности и низкой рождаемости.