Возрождение и реформация в истории европейской культуры, страница 5

Церковное единство Западной Европы было взорвано, и это стоило ей немало человеческих жертв. В течение XVI – XVII вв. в разных европейских странах происходили столкновения католиков и протестантов. В конце концов протестанты смогли возобладать в Швейцарии, Англии, Голландии, Северной Германии и Скандинавии. Правда, сам протестантизм в ходе своего развития распался на целый ряд течений. Самыми старыми и массовыми являются лютеранство, кальвинизм (назван по имени еще одного вождя Реформации, француза Жана Кальвина (1509 - 1564)) и англиканство (возникло в Англии, где реформированную Церковь возглавил сам король). В дальнейшем к ним добавились баптизм, методизм, адвентизм, пятидесятничество и десятки других протестантских движений и групп.

Что объединяет всех протестантов – и «старых», и «новых?»

Во-первых, все они утверждают, что спасение человека достигается исключительно его личной верой в Иисуса Христа, Искупителя людских грехов. Вопреки католическому (да и православному) учению добрые дела и принадлежность к Церкви являются не условием, а следствием нашего спасения. Сама вера есть Божий дар человеку. Часть протестантов вслед за Ж.Кальвином считают, что к спасению Бог предназначил не всех людей, а только избранных.

Во-вторых, для протестантов единственным вероучительным авторитетом официально является Священное Писание (Библия), в то время, как католики (и православные) истолковывают Библию при помощи Священного Предания своей Церкви. Но если судить не по одним декларациям, можно заметить, что  на деле каждое течение протестантизма обзавелось собственной традицией интерпретации библейских текстов.

В-третьих, протестанты настаивают на «всеобщем священстве» верующих, среди которых не должно быть особой группы тех, кто наделен от Бога исключительной властью священнодействовать.

В-четвертых, протестанты чрезвычайно упростили и рационализировали свой культ в сравнении с католическим и православным. Они отказались от почитания Богородицы и святых, от иконопочитания, от регулярных постов и молитвы за усопших. Из семи таинств у протестантов обычно сохраняются два – крещение и причащение (хлебопреломление), причем понимаются они, скорее, как символические, а не мистические действия.

В-пятых, протестантизм с первых своих шагов был в большей степени, чем католицизм и православие, сориентирован на благоустройство земной жизни людей, и в этом – одна из главных причин осуждения им монашества. Многие протестанты, особенно из числа последователей Кальвина, видят в прибыльности своего бизнеса признак богоугодности. Эта черта протестантизма сыграла выдающуюся роль в становлении современного капиталистического общества, о чем убедительно написал немецкий ученый Макс Вебер (1864 – 1920) в книге «Протестантская этика и дух капитализма».

Многообразными были последствия Реформации для европейской культуры. Так, Мартин Лютер, осуществив перевод Библии для своих соотечественников, фактически положил начало немецкому литературному языку. Реформация содействовала скорейшему распространению грамотности, ведь ее сторонники были убеждены, что каждый христианин должен иметь возможность самостоятельно читать Священное Писание. Но, кстати, не только протестанты открывали новые школы – ведя с ними борьбу, Католическая Церковь также озаботилась подъемом образовательного уровня своих пастырей и паствы. Под влиянием Реформации формировались такие важные особенности новоевропейской ментальности, как индивидуализм и рационализм. Протестанты резко ограничили сферу религиозного искусства. Если добавить к этому их антиклерикальные выпады, их стремление стереть грань между церковным и мирским, то становится понятным, почему Реформация в перспективе вела дело к секуляризации европейской культуры, т.е. к ее высвобождению из-под духовной гегемонии христианства.