Возрождение и реформация в истории европейской культуры, страница 3

Позднее Возрождение разворачивалось на фоне политического и экономического кризиса в Италии, в условиях, когда Католическая Церковь «чистила» свои ряды перед лицом нового врага – Реформации. С 1559 г. Церковью начал издаваться «Индекс запрещенных книг», куда попали и «Божественная комедия» Данте, и «Декамерон» Боккаччо, и «Государь» Макиавелли. Знаковым событием стало сожжение в Риме по приговору инквизиции Джордано Бруно (1548 – 1600). Этот  незаурядный мыслитель и поэт представлял оккультно-антихристианскую сторону возрожденческого гуманизма, его наклонность к человекобожию. Из числа тех имен, на которых заканчивалась блестящая пора итальянского Ренессанса, назовем еще двух крупных художников – Паоло Веронезе (1528 – 1588) и Тинторетто (1518 – 1594).

Кстати, можно было заметить, что художники в нашем рассказе преобладают. Но они, действительно прославили свою эпоху, а эпоха прославила их! В то время деятели искусства  стали рассматриваться как самостоятельные фигуры европейского культурного процесса, отдельные от простых ремесленников и имеющие право на величие. Это явилось важным шагом вперед по сравнению и с Античностью, и со Средними Веками.

3. За пределами Италии городская жизнь и рыночные отношения развивались медленнее, феодальные устои держались крепче, что обусловило позднее начало т.н. Северного Возрождения – Возрождения к северу от Альп, прежде всего во Франции, Германии, Англии, но также и в ряде других стран.

В северном Возрождении было меньше преклонения перед языческой Античностью, больше интереса к истокам христианства и желания его обновить. Правда, и здесь распространилась  опасливая мода на оккультизм – в виде алхимии, астрологии, иудейской Каббалы (в этом смысле характерная фигура эпохи – Парацельс (1493 - 1541), талантливый швейцарский врач и ученый, который пытался лечить больных не только гипнозом и магнитом, но и при помощи заклинаний и амулетов…). С определенного момента Северное Возрождение оказалось под сильнейшим влиянием Реформации и связанных с нею религиозных конфликтов.

К Северу от Альп гуманисты встречались не так часто и не имели такого влияния, как в Италии. Самой яркой фигурой среди северных гуманистов был Дезидерий Эразм или Эразм Роттердамский (1469 - 1536), его даже называли «королем гуманистов». Наибольшую известность завоевала ему философская сатира «Похвала глупости». В ней он подверг критике всех и вся мешающих познать евангельскую истину. Досталось и служителям Католической Церкви, хотя сам Эразм с ней вовсе и не собирался порывать. Его же друг и единомышленник, английский гуманист Томас Мор (1475 - 1535) пошел на смерть, защищая Католическую Церковь от гонений со стороны протестантов. Мор стал основоположником жанра утопии в европейской литературе, написав книгу, которая так и называется – «Утопия» (гр.  u + topos – место, которого нет). В ней он рассказал о вымышленной стране, где люди создали идеальное общественный строй, а именно – коммунизм со строгой, на монашеский лад, регламентацией жизни. Великое религиозное противостояние эпохи отразилось и на судьбе французского мыслителя Мишеля де Монтеня (1533 - 1592), которого порой называют «последним гуманистом Возрождения». В своих блестящих философских эссе – «Опытах» - Монтень продемонстрировал ум острый и жаждущий истины, но полный сомнений. Поставив вопрос: «Что я знаю?» - Монтень пришел к выводу, что человек ничего не может категорически утверждать или отрицать…
      Видными представителями ренессансных веяний в искусстве были: нидерландские художники Ян ван Эйк (между 1390 и 1400 – 1441), Иероним Босх (ок. 1460 – 1516), Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530 – 1569); немецкие художники Альбрехт Дюрер (1471 - 1528), Лукас Кранах Старший (1472 - 1553), Ганс Гольбейн Младший (1497 или 1498 - 1543); французский художник Жан Фуке (ок. 1420 - 1481). В сравнении с итальянским северное искусство XV – XVI в. сохраняло более тесную связь со средневековыми традициями. Это, например, отчетливо заметно в творчестве Босха – с его любовью к морализаторству и аллегориям, с его острым переживанием человеческой греховности («Корабль дураков», «Сад наслаждений», «Воз сена»). Северное искусство было и демократичнее итальянского, оно чаще обращалось к народным массам в поисках  тем и благодарных зрителей. И недаром, того же Питера Брейгеля Старшего («Охотники на снегу», «Крестьянская свадьба», «Слепые») современники прозвали «Мужицким»!