Возрождение и реформация в истории европейской культуры, страница 2

Во-вторых, именно в Италии был наиболее заметен кризис позднесредневекового католицизма. Развращенность духовенства, коррумпированность папского двора стали у итальянцев притчей во языцех. Среди людей образованных распространялось свободомыслие, рос интерес к дохристианской Античности - без чего трудно представить себе Возрождение. Может показаться парадоксом, но многие деятели Католической Церкви, даже Папы Римские, поддерживали ренессансные веяния, видя в этом дело престижа или способ «освежить» церковную веру.

В-третьих, стремление «возродить» Античность легче всего было реализовать опять же в Италии. Итальянцы воспринимали Античность как свое прошлое, они жили в окружении сохранившихся памятников древнеримской культуры. Связь с античным наследием могла у них активизироваться и по линии тесных контактов со странами Арабского Востока и Византии. Кстати, часть византийской культурной элиты накануне и после гибели своей империи переместилась в Италию, как самую знакомую и близкую страну западнохристианского мира.

В истории итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (конец XIII в. – XIV в.) и Раннее Возрождение (XV в.), которые иногда объединяют под названием последнего, Высокое Возрождение (конец XV в. – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.). Назовем их самых известных представителей.

В пору Проторенессанса творили «три флорентийских светоча», три писателя, с которых обычно начинают историю собственно итальянской литературы: Данте Алигьери (1265 - 1321), Франческо Петрарка (1304 - 1374), Джованни Боккаччо (1313 - 1375). Данте прославился прежде всего своей «Божественной комедией» - поэмой, в которой он описал свои воображаемые странствия в загробном мире. В этом произведении проявились и искренне христианские убеждения автора, и его влюбленность в красоту и мудрость Античности. Петрарку часто называют «первым гуманистом» - и за ярко выраженный, например, в его «Письмах» индивидуализм, и за  усилия в деле популяризации античного наследия. Как поэт он больше всего запомнился сонетами на жизнь и смерть своей возлюбленной Лауры. Боккаччо стал верным последователем гуманистических взглядов Петрарки и первым комментатором творчества Данте. Главный труд его жизни – сто реалистических, местами до неприличия, новелл под общим названием «Декамерон». Величайшим художником Проторенессанса считается Джотто ди Бондоне (1266 - 1337), «очеловечивший» и «приземливший» традиционные христианские сюжеты (это видно, например, во фресках капеллы дель Арена в Падуе).

У художника Раннего Возрождения Мазаччо (1401 - 1428) человеческие фигуры стали еще более объемными и телесными. Этот автор внес в живопись линейную перспективу, которая стала художественным выражением антропоцентрического мировоззрения. Вершиной Раннего Возрождения называют глубоко одухотворенную живопись Сандро Боттичелли (1445 - 1510), автора таких, например, картин, как «Весна» и «Рождение Венеры». Великим реформатором итальянской скульптуры выступил Донателло (ок. 1386 - 1466), утвердивший в своем творчестве принцип круглой скульптуры как самостоятельного произведения искусства. Подражая Античности, он начал изображать обнаженные фигуры. Зодчий Филиппо Брунеллески (1377 - 1446) дал новую жизнь ордерной архитектуре и создал научную теорию перспективы.

Высокое Возрождение врезалось в нашу память именами трех гениев в мире искусства: Леонардо да Винчи (1452 - 1519), творца «Джоконды» («Моны Лизы») и «Тайной вечери» (но также и ученого-естествоиспытателя!); Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564), скульптора, изваявшего «Давида», и художника, расписавшего Сикстинскую капеллу; Рафаэля Санти (1483 - 1520), создавшего «Сикстинскую Мадонну». Не намного уступают им в известности художники Джорджоне (1476 или 1477 - 1510) и Тициан (1476 или 1477 - 1576). Интересным и очень неоднозначным мыслителем был Никколо Макиавелли (1469 - 1527). Его называют основоположником политологии, поскольку именно он отделил политическую теорию от богословия и этики. В трактате «Государь» Макиавелли воспел эффективность безнравственной власти и превосходство государственного интереса над личным человеческим счастьем. Это явилось  и развитием, и отрицанием гуманистических взглядов самого автора.