Возрождение и реформация в истории европейской культуры, страница 4

Крупнейшими литераторами Северного Возрождения, безусловно, являются француз Франсуа Рабле (1494 - 1553), англичанин Вильям Шекспир (1564 - 1616) и испанец Мигель Сервантес де Сааведра (1547 - 1616). Стоит сказать об их самых известных произведениях, тем более, что они не только обессмертили своих творцов, но и стали выражением некоторых важных особенностей и противоречий ренессансной культуры.

Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» - это не просто забавное повествование о приключениях двух королей-великанов. Автор подверг осмеянию феодальное чванство и религиозную нетерпимость, схоластическое образование и аскетическую мораль, противопоставив им гуманистические ценности. Вот только знаменитая жизнерадостность Рабле слишком часто отдает пошлостью, а любование человеком превращается в его грубую физиологизацию…

В своей трагедии «Гамлет» Шекспир вывел тип разочарованного гуманиста. Один из  монологов Гамлета начинается словами: «Что за мастерское создание человек!» - и завершается фразой: «А что для меня это квинтэссенция праха?» Печально всматривается Гамлет в жизнь, убеждаясь, что столкновение с ней разрушает все его гуманистические идеалы…

Главный герой романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» в отличие от Гамлета не боится действовать. Дон Кихот становится странствующим рыцарем, готовым сразиться за истину, добро и красоту, за человеческое достоинство и свободу. Но он путешествует по миру, который ему не знаком и не понятен, который над ним смеется.  Думая, что поражает злых великанов, Дон Кихот атакует ветряные мельницы – и промахивается мимо реальной и торжествующей  подлости…

Безусловно, Возрождение нельзя свести к сплошному «донкихотству». За этой эпохой и культурой числится много великих достижений. Но факт и то, что она выдвинула идеал (универсально развитый и бесконечно свободный человек), который тогдашнее европейское общество – еще преклоняющееся перед титулами и уже оценившее власть денег - осуществить было неспособно. Мало того, этот идеал был трудновыносимым даже для исповедовавших его гуманистов.    

 4.В начале XVI в., на самом пике эпохи Возрождения, в Европе началась Реформация. Этим словом принято называть религиозное и социально-политическое движение, направленное против Римско-Католической Церкви и породившее протестантизм, третье большое течение в мировом христианстве. Возрождение и Реформация неслучайно совпали по времени. Оба они явились свидетельством кризиса средневековой системы ценностей, основанной на феодализме и католической вере. Вот только положительные программы этих двух движений сильно отличались. Гуманисты Возрождения были склонны «разбавлять» христианство нехристианской мудростью, а участники Реформации выступали под лозунгом возвращения к изначальному, незамутненному христианству. Протестанты осуждали гуманистический пафос превозношения человека до божественных высот. И то, что Католическая Церковь покровительствовала ренессансной культуре, в глазах многих протестантов было лишним свидетельством неистинности этой Церкви.

Отсчет событий Реформации обычно ведут с 31 октября 1517 г. В этот день католический священник и монах, профессор Виттенбергского университета (Германия) Мартин Лютер (1483 - 1546) обнародовал 95 тезисов с критикой тогдашней практики предоставления индульгенций. Неожиданно для самого автора его сочинение, с одной стороны, получило широкий общественный резонанс, а с другой, вызвало гневную реакцию церковного руководства. Вопреки угрозам Лютер не отрекся от своих «заблуждений»  и стал высказывать еще более радикальные взгляды: непризнание папского диктата, осуждение монашества и церковного землевладения и т.д. В 1521 г. Папа отлучил Лютера от Католической Церкви, а германский император объявил его вне закона. На имперском съезде в Шпеере (1529 г.) часть немецких князей и представителей городов заступилась за Лютера, высказала императору протест, после чего  сторонников  Реформации и стали именовать протестантами.