Возрождение и реформация в истории европейской культуры

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА 10: ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Культура Возрождения
  2. Итальянский Ренессанс
  3. Северное Возрождение
  4. Реформация и ее влияние на развитие европейской культуры

1.Между Средними веками и Новым временем невозможно провести резкую границу. Процесс трансформации европейской цивилизации совершался постепенно. Европу деревень и феодальных замков теснила Европа городов и капиталистических предприятий. Общество, в котором почитались традиции и сохранялись сословные «перегородки», уступало место обществу, где поощрялись новаторство и конкуренция. На смену культуре, утверждавшей бесспорное существование Бога, шла культура, допускавшая бытие Бога в качестве гипотезы.

На стыке Средневековья и Нового времени, знаменуя и различия, и преемственность их культур, возник яркий феномен Возрождения, или, по-французски, Ренессанса. Своим названием он обязан Джорджо Вазари (1511 - 1574), итальянскому живописцу, архитектору и теоретику искусства. Вазари использовал термин «Возрождение» в своем сочинении «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 - 1556) для того, чтобы указать на новый подъем культуры после «провальных» Средних веков. Мы теперь говорим «Возрождение», имея в виду некоторые важные тенденции в культурной жизни Европы XIV – XVI вв., а именно: усиление светского (нерелигиозного) и индивидуально-творческого начал, увлеченность Античностью, расцвет искусства, повышение социального статуса художника и ученого. Что касается выделенного нами периода протяженностью в 3 века, то его обычно именуют эпохой Возрождения.

Идейным стержнем, центральным мотивом возрожденческой культуры стал гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный). В саму эпоху Возрождения гуманистами слыли те, кто занимался  studia humanitatis (изучением человеческого), иначе говоря, получал образование на античный манер. Эти люди приобрели немалый авторитет, особенно в Италии, где до середины XVI в. им фактически принадлежала власть. Гораздо позднее, уже в XIX в.,  гуманизмом стали называть мировоззренческую позицию, утверждающую высшую ценность человека, его право на достойную жизнь и всестороннее развитие. Так понимаемый гуманизм тоже является детищем и «визитной карточкой» Возрождения. Подлинным его манифестом считают «Речь о достоинстве человека», написанную итальянским мыслителем Пико делла Мирандолой (1463 - 1494). Главный тезис этого трактата таков: человек обладает безграничными возможностями, он – творец своей судьбы, и если захочет – превзойдет ангелов, а захочет – опустится ниже всех скотов.

Гуманизм Возрождения явился наследником христианской антропологии, ее односторонним развитием. Как известно, христианство учит, что человек есть существо, призванное к богоподобию, но находящееся в падшем состоянии, погибающее в грехах и нуждающееся в Божественном руководстве. Гуманисты XIV – XVI вв. были склонны делать акцент на первой части этого учения и пренебрегать второй. Т.о., гуманизм оборачивался антропоцентризмом и в этом смысле бросал вызов теоцентричной  культуре Средневековья. Здесь сыграли свою роль и кризис Католической Церкви, сопровождавшийся разочарованием в ее доктринах, и восхищение новооткрытой Античностью, которая воспевала прекрасного и гордого человека, и опьяненность гуманистов собственными талантами и достижениями.

Что касается последнего, то в этом эпоха Возрождения покрыла себя заслуженной славой. Значительное число ее деятелей сравнивают с титанами (образ, взятый из древнегреческой мифологии), поражаясь тому, как много они успевали сделать и притом в разных областях культурного творчества. Их претензии шли еще дальше. Например, тот же Пико делла Мирандола опубликовал 900 тезисов по всем областям знаний – от филологии до астрологии – и вызвал на диспут всех ученых мира! Но возрожденческий гуманизм имел и свою темную сторону. Гуманистов привлекала всякая человеческая чрезмерность, при случае они были готовы прославить и выдающееся злодейство. Нормы христианской морали стали рассматриваться как условность, от которой великий человек может отмахнуться. Мало кого из современников Рафаэля смущало, что этот гениальный художник посещал проституток и срисовывал Мадонн со своей любовницы...

Уже из сказанного можно понять, насколько сложной и неоднозначной была культура Возрождения, культура переходной эпохи. Если продолжить знакомство с ней, то придется отметить, что она сочетала преклонение перед «универсальным человеком» с элитарным презрением к непросвещенной «черни», библейские образы с языческими мифами, религиозное свободомыслие с дремучими суевериями, строгую науку с оккультными увлечениями (кстати, сам термин «оккультизм» появился именно в эпоху Возрождения (в XVI в.), и тогда же разразилась печально знаменитая «охота на ведьм»). Эти противоречия сплошь и рядом скрещивались в жизни и творчестве одних и тех же людей, они до сих пор придают эпохе Возрождения неповторимое и пугающее обаяние.   

2.Возрождение начиналось в Италии. Здесь же оно достигло наибольшего расцвета и влияния. Произошло это по нескольким причинам.

Во-первых, важную роль сыграли некоторые особенности политического и социально-экономического строя Италии. В этой стране отсутствовала единая государственная власть, зато существовала самая развитая в Европе городская жизнь. Целый ряд итальянских городов, освободившись от феодальных сеньоров, образовали республики, в других установились тиранические правления. Так или иначе, но к власти пришли люди, плохо совместимые с феодальными порядками,- богатые и предприимчивые купцы и ремесленники, а также тираны-выскочки, чье положение определялось не столько их знатностью, сколько изворотливостью и дерзостью. Эти люди выступали носителями и покровителями культуры Возрождения, которая как раз ломала средневековые традиции во имя идеи человеческого самоутверждения.

Похожие материалы

Информация о работе